В Якутии приняты беспрецедентные меры по поддержке перехода транспортных средств на газомоторное топливо — субсидия в размере 90% от стоимости переоборудования. Министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко рассказал ЯСИА о принятых мерах поддержки, как и где ими можно воспользоваться. Как известно, газомоторное топливо еще и более чем в два раза дешевле, чем бензин и дизельное топливо, при этом в Якутии с прошлого года приняты льготы на транспортный налог для перешедших на газ в размере 50%. Каковы перспективы направления, через какие центры переоборудования будут предоставляться субсидии, есть ли еще другие варианты — читайте в интервью ЯСИА.
Максим Викторович, как появилась инициатива развивать направление перевода автомобилей на газ?
В 2018 году, когда Айсен Николаев шел к руководству республикой, одними из острых моментов, обозначенных в ходе избирательной кампании, поднятыми населением были стоимость топлива и возможность организации переработки газа. В конце года мне было поручено организовать такую переработку, развить это направление. Регулярно во время профильных совещаний Айсен Сергеевич эти моменты обозначает, и мы активно продвигаемся в этом направлении — по созданию производства. Поскольку оно должно ориентироваться на рынок, то формируем соответствующую инфраструктуру и рынок. Одно из направлений данной большой, серьезной задачи — это перевод техники на газ. Соответственно, в марте прошлого года мы детали этого вопроса на совещании у главы республики обсудили, были даны соответствующие поручения, предусмотрены средства на 2022 год для перевода техники, подготовлены нормативные документы. А для того, чтобы придать хороший импульс развитию, мы сделали это как пилотный проект, чтобы люди, предприятия увидели примеры, что действительно есть эффект. Если пойти по пути, что просто есть возможность воспользоваться газом и сэкономить, то сильного продвижения не получается. А сейчас, когда есть возможность получить и значимую субсидию, то сразу получена хорошая обратная связь, всех это заинтересовало — что за топливо, почему надо на него переходить. Поэтому мы и дальше будем активно это направление реализовывать.
Первый шаг для автовладельца — куда обратиться, чтобы перейти на газомоторное топливо? В мастерскую?
Да, несомненно. Это в любом случае техника, автомобиль, будь он личный или предприятия. У нас в ближайшее время будут выпущены нормативные документы Министерства промышленности и геологии, в частности по аккредитации центров переоборудования. Это очень важно, чтобы человек приходил не просто в любой, неизвестный центр, а в тот, который соответствует объективным критериям, которые обозначило министерство энергетики РФ, чтобы человек получал качественную услугу. Правительство Якутии выделяет значимые субсидии, мы стремимся к тому, чтобы нашим жителям оказывался качественный сервис. Чтобы человеку не приходилось бегать и собирать кучу документов — он сразу получит скидку в этом авторизованном центре переоборудования. Список будет на сайте Минпромгеологии республики, интерес у этих центров есть, мы их собирали, озвучили планы по развитию рынка. Кто-то уже начал приводить сервис в соответствие, кто-то сейчас видит, что рынок начинает расширяться и что необходимо делать. Человек будет приходить в центр, ему будут говорить общую стоимость переоборудования, он оплачивает от этой стоимости только 10% в рамках лимитов и сумм, которые установлены. А оформление в большей части будет на себя брать центр. Это же удобно.
Надо ли будет обращаться в различные учреждения для переоформления документов?
Мы видим разные варианты, так как не можем и не должны человека ограничить по какому направлению он пойдет. Сейчас с центрами это обсуждаем, чтобы бумажная часть работы делалась с минимальным участием человека, и это облегчало ему дальнейшее оформление документов. Будем и с МФЦ прорабатывать эти вопросы.
А какие виды автомобилей имеют возможность быть переоборудованными?
От легкового автомобиля до магистрального тягача. Обозначу, что мы сейчас приоритетом обозначаем, поскольку это формирующийся рынок, перевод на метан и СПГ (компримированный природный газ и сжиженный природный газ).
Если смотреть на цены на бензин, газ, то на сколько велика разница?
Дизель сейчас в связи с востребованностью несколько лет как дороже бензина. По метану разница более чем в два раза с бензином и дизельным топливом. Мы сейчас видим, что дизельное топливо и бензин близки к 60 рублям, а метан в районе 21 рубля. Это говорит само за себя.
Какова оснащенность районов станциями?
Мы понимаем, что переоборудовать в районе, где заправки на метане нет, смысл на сегодня как таковой отсутствует. Станции по переоборудованию необходимо пройти авторизацию, чтобы были необходимое количество постов, возможность переоборудования легковых и грузовых автомобилей, зона ожидания для клиентов, стоянки. Есть станции в Якутске, опыт есть в Мирном, по пропан-бутану – и в других районах, которые могут расширить свои услуги. Мы рассчитываем, что где есть заправочные станции, соответственно будет и развитие. Плюс, мы отрабатываем, чтобы пришли инвесторы в это направление, и сеть заправок и станций только расширялась.
Айсен Сергеевич поставил задачу по производству сжиженного газа в республике. Как идет работа в этом направлении?
У нас есть несколько понятных и конкретных инвесторов в этом направлении. Глава республики как раз недавно проводил совещания по отчету предприятий о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Две компании предоставляли информацию Айсену Сергеевичу о динамике и по таким проектам. Это компания ЯТЭК, у них есть большой проект СПГ, но рассматривается вопрос строительства и малотоннажного производства СПГ в Якутии. Поэтому здесь была конкретизация, руководство компании выразило готовность, мы с председателем правительства выезжали в Вилюйский район, были непосредственно на самом производстве. Сейчас ведётся проработка, чтобы до конца года строительство малотоннажного производства начать. С нашей стороны мы должны выполнять задачи по развитию инфраструктуры, у нас есть программа, в прошлом году ее подготовило Минпромгеологии вместе с МинЖКХ и Госкомцен, по развитию производства и инфраструктуры сжиженного природного газа до 2030 года. Соответственно мы активно работаем с этими ведомствами. Я напомню, что в послании на 2021 год главы республики была поставлена задача начать перевод котельной в Качикатцах. Проведены подготовительные мероприятия. В этом году планируется приобретение, установка и запуск оборудования.
Второй инвестор — это компания «Сахатранснефтегаз», республиканский оператор по транспорту газа. Все его знают, несколько сотен тысяч человек благодаря его инфраструктуре получают газ. Они дорабатывают технико-экономическое обоснование, ждем результата экспертизы, утверждение, и — дальнейшие шаги.
Третья компания — «Атомэнергомаш». Они тоже заинтересованы, причем нашли инвестора, который готов переоборудовать котельные, и здесь получается комплексный проект. На следующей неделе как раз будем обсуждать с ними детали по заключению соглашения, чтобы уже выйти на разработку технико-экономического обоснования, и дальше — к практическим шагам. Bдем по плану, сроки, обозначенные главой, должны выдержать.
Каковы перспективы направления, с точки зрения наличия запасов газа в республике?
Мы любой проект реализуем с точки зрения рынка, наличия конкурентных преимуществ. Рынок мы оценили, перспективы и в прошлом году завершили эту работу утверждением концепции по развитию СПГ до 2030 года. А ресурсы газа и созданная инфраструктура в Якутии дают нам основания для конкурентного преимущества, есть серьезные запасы, профильные предприятия, которые работают на нашей территории, проводится активно геологоразведка, то есть объемы растут. Поэтому на десятилетия и гораздо дальше на перспективу запасами газа республика обеспечена.
Будет ли иметь мультипликативный эффект переход на газ для сдерживания цен? Ведь цены на многие товары и услуги растут из-за топлива.
Граждане, предприниматели, организации сразу получают эффект, если говорить о тех, кто переводит технику на газ, это более чем двукратная экономия. Помимо этого у нас еще идет льгота по транспортному налогу по 50%. Государственное Собрание (Ил Тумэн) в конце 2020 года поддержало соответствующее решение правительства республики. Уже с прошлого года те, кто сразу оценили эффект, пользуются этой льготой.
Следующее — это стоимость пассажирских и грузовых перевозок. Как знают жители Якутска, большинство общественного транспорта уже ездит на газу. Республика в Год столетия ЯАССР закупает 100 автобусов на метане. Это позволяет как минимум сдержать рост цен. Стоимость топлива, заложенная в услуги перевозки, позволяет нивелировать риски. Чем больше количество транспорта будет переведено, тем больше мы экономию будем получать. Может это не позволит снизить цены, но то, что позволит сдержать рост — это действительно. А еще, если говорить комплексно, то это вопрос и экологии — кратно будут снижены выбросы транспортом по ряду вредных веществ, которые содержатся в выхлопных газах автомобиля. Думаю, что для многих эти факторы будут важным стимулом для перевода своей машины, чтобы посоветовать родственникам, родным, предприятиям.
Сколько транспортных средств уже перешли на газ?
У нас в республике уже измеряется тысячами. В основном сейчас это техника, переведенная на пропан-бутан, потому что у нас активно много лет развивается его производство. В прошлом году был очередной рекорд в Якутии по производству сниженных углеводородных газов и пропан-бутана. Пропан-бутан у нас производят две компании — «Сахатранснефтегаз» и ЯТЭК. На метан техники пока меньше, это связано со стоимостью переоборудования, но приняты правильные меры и мы получим хорошую динамику. Задача не простая, но все решаемо. Население уже очень активно интересуется — мне и специалистам звонят с других ведомств, предприятий, граждане. Скоро будет информация об авторизованных центрах. Субсидию может получить каждый.
В связи с этим ожидается увеличение количества газозаправочных станций?
Очень важно, когда есть где заправиться. Здесь мы тоже будем активно действовать, у нас планы развить до 2030 года сеть до 40 заправочных станций либо модернизировать действующие. Естественно, этому будет содействовать созданная газотранспортная инфраструктура — это компании «Сахатранснефтегаз», «АЛРОСА-газ», у нас проходит «Сила Сибири». Мы отрабатываем с компаниями, со структурами ПАО «Газпром», чтобы в таких районах как Ленский, Алданский, Нерюнгринский тоже появились газозаправочные станции, где могли бы заправляться наши водители, муниципалитеты и предприятия.
Надеюсь, что действенные шаги, которые приняли в Якутии по льготам и налогам, которыми могут воспользоваться наши автолюбители, меры поддержки, принятые для инвесторов газотранспортной инфраструктуры, и публикации в СМИ заинтересуют наших предпринимателей и предприятия, чтобы вложиться в инфраструктуру. Соответственно у жителей появится больше возможностей заправить газом автомобиль, получить на этом больше экономии. Это дополнительный стимул для перевода техники на газ.
Плюс автолюбителям хотел бы сделать акцент на том, что при переводе автомобиля на газ можно не отказываться от бензина. То есть там, где есть заправка, машина может работать на метане, а на отрезке, если человек путешествует по республике, едет по работе в район, куда не дошла газовая инфраструктура, он переключается и может спокойно ездить на бензине — это тоже очень удобно и экономно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: