Дорога на Нижний Бестях: Как первый пассажирский поезд АЯМа шел до новой станции

0
1401

Железная дорога, которая строилась больше 30 лет, наконец дошла до Нижнего Бестяха. Как прошла первая поездка, каково быть машинистом и проводником вагона и почему ездить на поезде не только выгодно, но и комфортно, выяснил корреспондент ЯСИА.


Поездку на поезде всегда представляешь, как в кино — размеренный стук колес, металлические ажурные подстаканники, оберегающие пальцы от жара крепкого черного чая, бесконечные разговоры обо всем и ни о чем с попутчиками. Так ли далека реальность от этого представления, мы расскажем в следующем материале.

Отправление по участку “Алдан — Нижний Бестях” 26 июля стало историческим по всем показателям. Мало того, что нам посчастливилось отправиться от Алдана на поезде вместе с первыми пассажирами — а это сродни первому в жизни рейсу на самолете, но и сам железнодорожный состав значительно обновился. Чего стоит только один вагон-ресторан, который совершил свой первый рейс по Якутии.

В 12 вагонах первого пассажирского поезда до Нижнего Бестяха было около 140 человек: ветераны-строители БАМа и АЯМа, общественники и журналисты, а также четыре машиниста и 20 проводников. Запуск пассажирского движения отметили торжественным митингом в Алдане, после чего поезд отправился в путь.

Кто привел первый пассажирский поезд в Нижний Бестях?

Перед отправлением мы успели пообщаться с машинистами, которым предстояло вести поезд по конечному участку АЯМа. Первая локомотивная бригада состояла из молодых машинистов Руслана Черниговского и его помощника Олимджона Бобоева.

Черниговский, кстати, выигрывал звание “Лучшего машиниста маневрового тепловоза” в 2016 году в Москве. А теперь его имя и имена его коллег будут увековечены в истории республики. “Нашу работу можно сравнить с пилотами, единственная разница в том, что мы не летаем. Медкомиссии, часы откатки, даже то же самое чувство управления многотонной техникой”, — рассказал машинист.

Непрерывная езда для бригады пассажирского поезда составляет семь часов, а рабочая смена — 12 часов. Черниговский со своим коллегой вез нас до шести утра, пробыв за штурвалом около 11 часов, после чего на короткой остановке в Кюргеляхе, пока все в вагонах спали, на смену заступили Юрий Пыльцын и его помощник Андрей Москвитин, для которых поездка была таким же волнительным событием, как и для пассажиров.

Машинистом работаю аж с 1992 года, но в Якутии — с 2007 года. Учет рейсов вести сложно, каждый месяц их бывает по 15-20, но этот рейс, конечно, особенный. Республика долго ждала этого дня — открытия пассажирского движения. Это волнительно и для меня, и для всех окружающих”, —  признался Пыльцын.

Отпустив локомотивные бригады готовиться к отправлению, мы наконец-то пошли с вещами “заселяться” — на перроне пассажиров уже встречали проводницы в нарядной форме “Железных дорог Якутии” — красные беретки, голубые пиджаки с бисерными вставками и якутской вышивкой, начищенные туфли и добрая улыбка.

Проводник — лицо и сердце железной дороги

Обычно на каждый рейс отправляется 15-17 проводников, по двое на каждый вагон. До Нижнего Бестяха в “особый” рейс поехали 20 проводников, по паре на каждый жилой вагон.

Проводник отрабатывает смену в 7-8 часов, которая начинается с приема локомотивного состава и заканчивается далеко не после выхода последнего пассажира, а только после уборки и сдачи вагонов следующей смене. Проводники соблюдают строгие правила поведения в поезде и следует алгоритму действий, в первую очередь думая об удобстве и безопасности поездки для пассажиров.

Для нас важно, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно в поездке. Наша работа очень тяжелая даже физически: нам приходится перетаскивать вещи, постельное белье, ведра с водой, чтобы помыть вагон, кипяток, пледы для гостей. Мы в буквальном смысле постоянно в движении. Мы должны соблюдать порядок, тепло и уют в своем вагоне”, — поделилась с ЯСИА проводница Анастасия Дутова, за чьими хрупкими плечами уже пять лет работы в поезде.

Несмотря на то, что обслуживание вагонов, какими бы новыми и “навороченными” они ни были, дело не из легких, как призналась Анастасия, на работу она не жалуется и говорит, что любит ее за все ее трудности и приятные моменты, а особенно за истории, которыми делятся с ней пассажиры.

У меня вообще-то экономическое образование, но проработав в банке несколько лет, я поняла, что это не мое. А здесь, на железной дороге, я чувствую, что нашла свое дело. Общение с пассажирами, пожалуй, самое интересное в нашей работе. Постоянно узнаешь что-то новое, случаются и хорошие, и плохие, и смешные истории. А еще здесь спокойно и привычно. В первый рабочий день я чувствовала себя ужасно, боялась допустить ошибку и вообще самостоятельно работать, но с опытом волнения ушли, так что теперь я просто наслаждаюсь работой и обучаю других новичков”, — рассказала проводница.

В новинку даже вагоны

К счастью, яиц-копченых-куриц-рыбы никто не повез, и все ожидали первой трапезы в вагоне-ресторане.

Для кухни сегодня первый рабочий день, так что все немного волнуются”, — сказали нам в ресторане. Как только локомотив тронулся со станции Алдан в 19.20 вечера, сразу после торжественного митинга, пассажиры начали спрашивать про ужин. Его немного задержали из-за отключенного котла, но через несколько минут блюда уже были разогреты и поданы на стол.

А пока ресторан готовился к приему почетных гостей, нас отвлекли заселением в новый вагон-плацкарт. Отвлекать было чем: новенький плацкарт оборудован автоматическими дверьми, которые открываются по “зову” кнопки без шума и хлопка, как у обычных дверей между вагонами. А еще здесь целых два биотуалета, а это значит, что по нужде можно будет сходить даже во время остановки, да и очередь в две кабинки будет куда меньше.

И еще один огромный плюс для тех, кто зависим от смартфонов и ноутбуков, — больше не придется занимать очередь за единственной розеткой на весь вагон, ведь у всех нижних и боковых коек есть своя розетка, а у верхних — USB-проход.

Для тех, кто помнит старые привычные вагоны, этот покажется просто верхом технологической эволюции. Кстати внешне эти вагоны отличаются только раскраской, они серого цвета с красными буквами “РЖД”.

Как рассказали проводницы, пока что таких вагонов всего два — 2018 и 2019 года выпуска: один ближе к голове, и другой (в котором были мы) в хвосте. “Железные дороги Якутии” будут постепенно закупать их и менять весь состав на новые вагоны.

Купейные вагоны остались прежними: все те же четыре койки, постельное белье для каждого гостя, сетчатые полки, индивидуальные светильники и шторки на окнах. В купе хорошо жить компанией или семьей, когда можно закрыть дверь и устроить собственное чаепитие. С нами по дороге даже были те, кто повез с собой гитару и пели песни со всем вагоном. Хотя стоит подумать о том, что розетки тут только в проходе, и за них либо борешься либо везешь с собой портативный зарядник.

После того, как всех почетных пассажиров разместили по их билетам, ресторан позвал на ужин. Так как максимум он мог вместить не больше 30 человек, а до Бестяха ехало около 140, то гостей запускали «волнами». На двери весит старая табличка «Вильнус-Москва». Проводники объяснили, что сам вагон большую часть своей «жизни» проездил в других краях, а в Якутию приехал доживать последние два года, после чего будет заменен на новый.

На столах скатерти и вазы со свежими ромашками — сразу представляешь, как проводники наверняка сами собирали их на одной из станций. Официантки подлетают с блюдами, не успеваешь ты сесть за стол. У входа в вагон следят за тем, сколько людей заходят и выходят, чтобы давать заказы на кухню, да и пустую посуду сразу же забирают. В общем, непонятно, почему так волновались из-за нового ресторана — все четко, быстро, а главное — горячо и вкусно.

А уже после ужина нас с распростертыми объятиями встретила приятная прохлада плацкарта. Нам включили кондиционер. Это не опечатка. В новом вагоне правда есть кондиционер, так что все уснули «без задних ног».

Ночью и ранним утром поезд останавливался еще несколько раз, не считая длительной остановки в Томмоте на митинг и в Амге на сложной развилке, а уже к обеду 27 июля поезд наконец-то достиг конечной станции Нижний Бестях, где нас встретили с радостными криками и аплодисментами — первые пассажиры прибыли!

Историческое событие отметили митингом с участием всех ветеранов и почетных гостей, и праздничный концерт для всех, кто приехал на станцию Нижний Бестях, продолжался до самого вечера.

Мультимодально и комфортно: ЯСИА проехалось первым поездом из Нижнего Бестяха до Нерюнгри