Минвостокразвития России предложило разработать и принять законодательный акт, регулирующий северный завоз, в котором в том числе необходимо закрепить положение о создании и функционировании федеральной системы мониторинга завоза. Об этом сообщил в понедельник глава министерства Алексей Чекунков на заседании президиума Совета законодателей РФ при Федеральном собрании РФ, передает ТАСС. Комплекс мер, по предварительным оценкам, позволит сократить транспортные затраты на северный завоз в Якутии в среднем в два раза.
«Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики считает, что необходимы разработка и принятие законодательного акта, регулирующего северный завоз. Основные цели такого законопроекта — обеспечение безопасности жизни и здоровья, повышение качества условий жизни граждан, проживающих в соответствующих районах, формирование целостной системы мер господдержки для участников северного завоза <…> Предлагаем закрепить положение о создании и функционировании федеральной системы мониторинга северного завоза, включающего транспортно-логистический мониторинг, мониторинг финансового обеспечения мероприятий и мониторинг обеспечения территорий«, — сказал он.
Предложения министерства
По словам министра, в законопроекте также необходимо закрепить распределение функций, задач и обязанностей по организации гарантированного обеспечения населения на всех уровнях власти, организовать мониторинг за локальным уровнем осуществления северного завоза, в том числе для вахтовых и специальных поселков, не подчиненных местным администрациям, определить само содержание и понятия «северный завоз».
«Определить надо порядок закупок товаров, необходимых для обеспечения как энергетической безопасности, так и жизни, и здоровья, по их перевозке до места назначения, обработки, хранению, последующей реализации по ценам, доступным населению <…> Также предлагаем закрепить перечень субъектов, обеспечивающих исполнение северного завоза, в целях осуществления контроля <…> В проекте федерального закона предлагаем отразить правовой статус участников северного завоза, закрепить полномочия и обязанности федеральных и региональных органов исполнительной власти. Ввиду того, что северный завоз осуществляется в ограниченный период времени, нужно проработать критерии для отнесения продукции к категории обязательных, <…> необходимо определить критерии отнесения к районам с ограниченным сроком завоза, возможно категорирование этих районов по периодам транспортного сообщения«, — отметил Алексей Чекунков.
Министр подчеркнул, что на перевозку грузов влияют и глобально-логистические проблемы. Так, Минвостокразвития поддерживает инициативу законодательно закрепить приоритетность отправки грузов, обслуживания судов и других транспортных средств, обеспечивающих северный завоз, а также считает необходимым закрепить механизм определения перевозчиков и грузоотправителей, определить характер предупредительных и экстренных мер при угрозе нарушения мероприятий, сформулировать целостный комплекс мер господдержки.
«Цифровой двойник»
Чекунков также указал, что проект «цифрового двойника» северного завоза, который направлен на выстраивание оптимального маршрута и определение стоимости поставок, после успешного тестирования на территории Якутии будет в 2022 году распространен на другие регионы Арктической зоны России.
«Создан прототип, «цифровой двойник» северного завоза. В качестве пилотной территории выбрана Якутия. В течение января-февраля пилотная система будет апробироваться на территории Якутии, система позволит построить оптимальный маршрут поставок, определит стоимость, объем и в случае успешного тестирования в течение 2022 года будет распределена на другие регионы АЗРФ и на все территории, подпадающие под понятие северного завоза«, — сказал он
Якутия стала пилотным регионом в проекте по цифровизации северного завоза. Стоимость создания цифровой системы для региона составляет до 130 млн рублей. Как ранее сообщал директор Восточного центра государственного планирования (Востокгосплан) Михаил Кузнецов, комплекс мер, по предварительным оценкам, позволит сократить транспортные затраты на северный завоз в Якутии в среднем в два раза. Это также позволит существенно сэкономить на транспортных затратах.
Модернизация системы северного завоза предполагает эксплуатацию альтернативных видов транспорта — беспилотных летательных аппаратов, глиссирующих судов, снегоходов-аэросаней и их комбинаций. Это позволит обеспечить круглогодичное транспортное сообщения между удаленными территориями.
Фото: senatinform.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: