Финно-лапландская художница Танья Коистинен презентовала выставку «Письмо реке» в рамках проекта «The Right to be cold» («Право быть холодным»), которая пройдет в Доме художника в Якутске. Будучи связанной с арктической культурой через происхождение, родину и образ жизни, в своей художественной практике Танья исследует различные идентичности севера. Основной темой работы в Якутии стало исследование реки Лены, сообщает ЯСИА.
Основной формат междисциплинарного транснационального проекта «The Right To Be Cold» («Право быть холодным») – проживание в цепочке арт-резиденций и построение культурного обмена. Выставка финно-лапландской художницы Таньи Коистинен «Письмо реке» является итогом ее месячного пребывания на якутской земле.
Изначально художница должна была работать в Таттинском улусе, но так как внутри республики сложная ковидная обстановка, решили не предпринимать внутренних путешествий. Таким образом творческой студией Таньи Коистинен стал зал в Доме художника. Здесь она провела воркшопы с местными жителями и занималась индивидуальной художественной практикой. Основной темой творчества стало исследование реки.
Есть множество вопросов, о которых художница часто задумывается. Потеряли ли мы связь с рекой в наше время? Как изменение климата и глобальное потепление сказывается на жизни реки? Какие возрастающие угрозы существуют для человечества под тающим льдом? Как мы можем адаптироваться к новым условиям или что мы можем сделать, чтобы изменить направление? Будет ли в будущем чистая вода?
«Река — один из важнейших источников пресной воды в мире, ее экосистемы представляют ценность, например, для всего птичьего сообщества земли. Для меня свободная река сама по себе является большой ценностью. Я чувствую себя в тесной связи с рекой, так как много времени провожу рядом с водой в Финляндии. Мой родной город Рованиеми находится на стыке двух рек, а все лето я провела рядом с реками местности Инари в Лапландии. Вблизи от Якутска протекает река Лена, которую местные жители ласково называют «Эбэ» (прим: в переводе на русский — «бабушка»). В моей жизни бабушка была одной из самых важных и центральных фигур — почтительное, сердечное отношение к реке близко моему мировосприятию. В «Письме реке» отражается мой опыт пребывания на якутской земле: тихие блуждания у Лены, наблюдения за водной гладью, разговоры с жителями города, в которых мне открывалось новое знание о культурах, традициях и мифологиях места, погружение в улицы, напоминающие урбанизированные водные артерии», — рассказала Танья Коистинен.
Она отметила, что в Якутске ей было очень легко работать, помогали местные жители, у них художница узнала много о местных традициях, культуре, а главное — о реке Лене. Танья Коистинен поделилась своими размышлениями по итогам работы.
«Река Лена очень большая и очень сильная. Я это увидела, когда мы ходили рядом с Табагой. А также река — большой источник еды для местных жителей, путь передвижения. И, конечно же, это очень важный духовный источник», — отметила художница.
Далее она рассказала о своих работах, представленных на выставке. Так, например, основная работа, можно сказать, «мигрировала» к разным художникам. Она выполнена в технике ксилографии — это резьба по дереву, где разные художники оставляли своё сообщение реке, и затем закрывали его. Поэтому работа является неким секретным письмом.
В другой работе художница показала обычную на первый взгляд воду, но с трёх ракурсов — вода под землёй, вода в стакане и вода в трубах. Танья Коистинен привнесла в работы изюминку — она использовала природные материалы — камни, ветки, бревна, которые нашла у реки возле Табаги. Вдохновила ее и якутская культура, в частности, символ триединства мира — Аал Луук мас, поэтому одна из ее инсталляций находится в центре пространства. На выставке представлены и письма местных жителей родной реке Лене. В исследованиях художница уделила внимание и экологическим аспектам. Так, в инсталляции она представила углеродный след полета со своей родины до Якутска.
Как рассказала Танья Коистинен, она живет в малонаселенной местности возле горы в Северной Лапландии, поэтому для нее было новым опытом жить в Якутске.
«Здесь я познакомилась с местным искусством в Национальном художественном музее, в частных галереях, а также в краеведческом музее. Все эти знания для меня были новыми, до этого я узнавала что-то только по интернету. Я также виделась с местными художниками, исследователями. Есть схожесть между Якутией и Лапландией — люди, животные, растения, природа. Здесь люди очень открытие, дружелюбные и очень заинтересованы. На самом деле, я очень была удивлена тем, что Якутск является таким живым городом. До прилёта сюда я волновалась, смогу ли где-то найти хороший кофе, потому что в Лапландии мы пьём очень много кофе. Но я нашла хорошее место. Было бы очень здорово когда-нибудь еще приехать сюда», — сказала Танья Коистинен.
О проекте рассказал директор новосибирского Гете института Пер Брандт. Гете институт — это культурный институт Германии, филиалы которого представлены во всем мире, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске.
«Мы ответствены за территорию от Урала до Дальнего Востока. Проект «Право быть холодным» объединяет в себе сеть резиденций в России, Канаде и Скандинавии. Как Немецкий культурный институт, мы поменяли свой фокус деятельности с представления немецкого искусства — на создание связи локальными сообществами художников в разных странах. Это культурный обмен, и сосредоточен он на пересечении двух тем — изменение климата и традиционная культура коренных народов. Я очень рад, что проект смог состояться в этом году, пусть не в том формате, который планировали. И, несмотря на коронавирусные ограничения, некоторые художники все-таки смогли приехать на арт-резиденцию в другие страны, в частности, Танья Коистинен смогла приехать в Якутск, а писательница и фотограф из Якутска Татьяна Филиппова сейчас находится в Финляндии», — рассказал Пер Брандт.
Выставка реализуется в рамках арт-резиденции междисциплинарного транснационального проекта «The Right To Be Cold» («Право быть холодным»). Центральные темы этой инициативы — коренных народов, экология, климатическая юстиция и культурные аспекты проживания в районах Севера. Проект реализуется при поддержке Гёте Института совместно с Avatag Cultural Institute (Нунавик, Канада), Sapmi AiR Karasjokha — Guovdageaidnu — Anaar (Карасйок, Финляндия), Malaktu Art Fabric (Малакта, Финляндия), Rost AiR (Лофотен, Норвегия) и Национальным художественным музеем Якутии.
Выставка пройдет с 16 по 31 октября в Доме художника по адресу: г. Якутск, ул. Лермонтова 31/2Б, III этаж. Режим работы: с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30), со среды по воскресенье. Вход свободный.
Фото: Анастасия Филиппова, ЯСИА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: