Эксперт объяснила, чем опасны сухие завтраки для детей

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии № 2 Института материнства и детства Пироговского Университета Минздрава России Ольга Тарасова объяснила, почему сухие завтраки меняют микрофлору ребенка.
Микробиом — это основа здоровья ребенка. Рацион должен включать полноценное количество сложных углеводов, белков и ограниченное количество жиров. Важно понимать разницу между цельным зерном и тем, которое используется для каш быстрого приготовления. Последние представляют собой вываренное зерно, лишённое многих полезных слоёв. Именно поэтому сваренные из цельного зерна каши содержат пробиотические комплексы, полезные для кишечника.
Сухие завтраки (хлопья, мюсли, каши быстрого приготовления) не содержат пробиотических комплексов, в отличие от каш из цельного зерна. Их употребление приводит к сокращению количества полезной микрофлоры (бифидобактерий) и росту условно-патогенной флоры. Это может приводить к нарушениям работы желудочно-кишечного тракта и вызывать гастриты у школьников и даже детей первого года жизни. Кроме того, сухие завтраки с высоким содержанием сахара провоцируют развитие метаболических нарушений, увеличивая риски ожирения и диабета в будущем.
Проводилось крупное исследование, в ходе которого сравнивали две группы каш. В первой были каши из цельного и дроблёного зерна с низким (около 14%) содержанием сахара. Во второй — каши быстрого приготовления из обработанного, вываренного зерна с высоким содержанием крахмала. Эффект, который оказывает на кишечную микрофлору полноценная каша, у быстрых аналогов отсутствует.
При употреблении сладких каш быстрого приготовления наша микрофлора претерпевает негативные изменения: сокращается количество бифидобактерий, возрастает условно-патогенная флора. Это многократно увеличивает риск вирусных инфекций в эпидемический период, поскольку мы знаем, что кишечник — это основа иммунитета. Основная часть нашей иммунной системы находится в брюшной полости. Хорошая микрофлора «кормит» иммунные клетки (лимфоциты), которые с током крови разносятся по всему организму, попадают в слизистую лёгких и обеспечивают защиту от вирусов.
Дисбаланс микрофлоры снижает иммунную защиту организма, многократно увеличивая риск вирусных инфекций в эпидемический период, так как большая часть иммунной системы находится в брюшной полости. Существуют исследования, связывающие высокое потребление такой пищи с повышенным риском развития бронхиальной астмы и других респираторных аллергозов.
Большая проблема современности —пищевая аллергия. Микрофлора кишечника у ребёнка начинает заселяться после рождения и формируется в течение первых пяти лет жизни. Основой является грудное вскармливание.
Если в семье есть риск аллергии, мама должна исключить из своего рациона молочные белки других животных, чтобы не нагружать ЖКТ ребёнка. Это одна из причин, запускающих риск развития респираторной аллергии и бронхиальной астмы в дальнейшем.
Когда ребёнок знакомится с прикормом, следующим этапом обычно становится каша. Если эта каша выбрана неправильно и содержит много сахара и углеводов (хотя в России существует знак качества для детского питания, гарантирующий низкое содержание сахара), она может усугубить ситуацию.
При введении прикорма следует выбирать адаптированные детские каши из цельного зерна с низким содержанием сахара, которые несут пользу для ЖКТ.
Сухие завтраки, как правило, содержат глютен и изготовлены из обработанной пшеницы без цельного зерна. Они не дают пробиотического эффекта и ухудшают состав микрофлоры. Ребёнок получает в основном крахмал и сахар, но не пищевые волокна.
Продукты быстрого приготовления изготавливаются из обработанного, вываренного зерна с высоким содержанием крахмала и сахара (до 14% и выше), что оказывает негативный эффект на организм ребёнка.
Таким образом, формируются два мощных аллергена: молочные белки (если мама не соблюдает диету) и избыток сахара с глютеном. Клинически это проявляется дерматитами и заболеваниями ЖКТ.
Метаболические процессы у детей протекают гораздо интенсивнее, чем у взрослых, им требуется больше энергии для роста и развития костей, иммунитета. Поэтому такие сухие сладкие хлопья допустимы лишь изредка, например, в качестве второго завтрака после трёх лет.
Поэтому полноценный детский завтрак должен быть сбалансированным и состоять преимущественно из сваренных каш из цельного зерна (вроде гречневой) на молоке со значительной жирностью. Можно добавить орехи и ягоды.
На завтрак не рекомендуется давать детям мясо и обработанные мясные продукты (сосиски, колбасы) из-за их низкого качества и слабой питательной ценности. Альтернативой могут служить тосты из качественного цельнозернового или безглютенового хлеба.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: