Макет цельнодеревянного ЛаГГ-3, ставшего одним из самых массовых советских истребителей в начальные годы Великой Отечественной войны, был воссоздан без традиционно используемой основы из-за плохой сохранности таких самолетов.
Как сообщил гендиректор компании «Авиареставрация», профессор кафедры прочности летательных аппаратов Новосибирского государственного технического университета НЭТИ Владимир Бернс, у тех самолетов, которые «Авиареставрация» восстанавливала ранее — Миг-3, Чайка, И-16 и других, имелась сохранившаяся основа, на базе которой и восстанавливались самолеты. В данном же случае самолет был почти цельнодеревянным. Металлические детали составляли лишь около 20% всей конструкции.
«То, что дерево сгнило, это понятно, но трудность еще и в том, что эти самолеты очень сильно горели. Даже от металла мало что оставалось. Тем более, что там сталь — она окислялась и разрушалась, а алюминий-магниевый сплав точно так же сгорал, как и дерево. Поэтому какой-то основы не было», — отметил Бернс.
ЛаГГ-3 будет направлен в музей военной техники. Цельнодеревянный самолет стал пятым из шести запланированных для этого музея экспонатов. Работа ведется в течение 5 лет, параллельно над всеми шестью объектами. Активное восстановление ЛаГГ-3 шло последние полгода. И 23 апреля самолет отправлен в музей авиатехники в Пышму (Свердловская область).
Ранее специалистам часто приходилось восстанавливать самолеты по их сбитым экземплярам. Так, для восстановления чертежей Ил-16 и Миг-3 потребовалось изучить шесть сбитых самолетов, для Чайки — четыре. Восстановление же ЛаГГ-3, ввиду отсутствия хорошо сохранившихся экземпляров, проходило по обнаруженной в архивах документации. Восстановители опирались на технические описания, альбомы полевого ремонта и фотографии обломков самолетов.
«В данном случае важно, чтобы все не только снаружи, но и внутри было идентично, что мы и сделали. Вместе с историками авиации инженеры перелопатили огромное количество документации по всей стране. В том числе получили большой объем фотографий обломков самолетов. Правда, они [самолеты] были в таком состоянии, что не каждый знаток авиации бы распознал», — рассказал Владимир Бернс.
ЛаГГ-3 — одноместный истребитель-моноплан, стоявший на вооружении военно-воздушных сил Красной Армии с 1941 по 1944 год. В 1941 и 1942 годах был одним из самых массовых советских истребителей. Всего было произведено около 6,5 тысяч таких самолетов на четырех заводах по всей стране.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: