В преддверии премьеры в Якутске оперы-олонхо «Ньургун Боотур» ЯСИА расскажет о том, как проходила подготовка к легендарной постановке, и раскроет несколько театральных секретов.
Бессмертный Ньургун Боотур
Впервые на якутской сцене спектакль «Ньургун Боотур» был представлен в 1947 году. В 2022 году за новую трактовку одного из самых известных произведений якутской культуры взялся известный режиссёр, народный артист России Андрей Борисов. К масштабной постановке были привлечены практически все крупные деятели культуры Якутии: ведущие солисты оперы, хор, балет и симфонический оркестр Государственного театра оперы и балета Якутии, артисты и музыканты Театра Олонхо, хор государственной филармонии республики, а также государственный ансамбль «Виртуозы Якутии».
Как рассказывал Андрей Борисов, к реализации такого масштабного проекта, как «Ньургун Боотур», он неосознанно шёл с самого детства. Видения, сны, знаки свыше указывали ему путь, который в итоге привёл его к порогу театра. И сегодня всё, что касается культурных достижений Якутии, каким-то образом перекликается с именем именитого режиссёра. Новая трактовка легендарного эпоса олонхо на сцене ведущих театров страны — Мариинском и Большом — стала кульминационным подарком в год 100-летия автономии республики и Год культурного наследия народов России. В Якутске спектакль покажут 27, 28 и 29 декабря. Билеты можно приобрести на сайте «Афиша.ЯСИА».
Декорации
Мастерской по разработке и изготовлению основных декораций постановки руководил художник-сценограф Михаил Егоров. Его опыт работы составляет более 22 лет. Именно под его руководством создавались макеты и реквизит. По его словам, работа над новым «Ньургуном Боотуром» стала для него одной из самых сложных за всю карьеру, но благодаря слаженной команде итог порадовал не только зрителя, но и всю постановочную группу.
«Работу художника, в особенности над национальным материалом, можно сравнить с научной работой. Необходимо изучить огромное количество архивных материалов. Хорошо, что я сам люблю ходить по различным музеям, читать про искусство. Оттуда и беру вдохновение. Первые наработки над декорациями «Ньургуна Боотура» мы начали ещё за полтора года до премьеры. От тех первоначальных эскизов, конечно, ничего не осталось, но итоговый вариант встал на рельсы уже летом этого года. В моей команде трудились около 40 работников и ещё десятки людей в Санкт-Петербурге и Москве, поэтому большой командой мы справились с этим масштабным проектом», — рассказывает художник-сценограф.
Как признался Егоров, декорации к каждому новому спектаклю он пытается создавать с чистого листа, чтобы они были не похожи на предыдущие постановки.
«У каждого якутянина есть своё видение об эпосе олонхо, его героях и атмосфере сказания. Плюс ещё старшее поколение уже видело предыдущие постановки «Ньургуна Боотура», поэтому самой большой сложностью было не пойти по старому пути, а создать что-то новое, при этом сохраняя традиции и дух самого произведения. Конечно, это было непросто, но с опытом все трудности преодолеваются легче. В итоге мы смогли создать визуальный ряд, который смотрится на сцене очень органично и не затмевает основных героев», — заключил Михаил Егоров.
Костюмы
Костюмеров сравнивают с волшебниками из-за их таланта создавать шедевры из самых обычных, непримечательных тканей. Для оперы «Ньургун Боотур» этим процессом руководила одна из самых опытных художников театрального костюма республики Сардана Федотова. По её словам, для создания образов более 350 артистам потребовалось немало времени — эскизы были готовы уже к концу августа, и с начала сентября началась самая важная часть работы.
«Мы шли к реализации этого спектакля более десяти лет, поэтому для всех нас это была невероятно ответственная работа. Я бросила вызов себе как художнику. Чтобы раскрыть для себя образы персонажей, несколько раз перечитала «Ньургуна Боотура» Платона Ойунского. Перед нами стояла задача создать интересные и впечатляющие костюмы для каждого героя, при этом избегая любых повторений и перенасыщенности. К примеру, в первой части постановки женщины стоят в жилетах XVIII века, а в финале они уже выйдут в пальто XIX века и с нагрудными украшениями илин кэбиhэр практически до пола. Я очень люблю эту сцену, потому что это является символом торжества серебряного века Якутии — это как эпоха возрождения для якутского костюма. Таким образом мы хотели сохранить его некое историческое развитие», — отметила художник по костюмам.
Одним из секретов швейной мастерской является то, что Сардана Федотова в этом спектакле принципиально отказалась от использования меха как натурального, так и искусственного.
«В классическом олонхо есть много натурального меха, он идеально вписывается в образ богатых и знатных людей с меховой одеждой, но считаю, что в новых реалиях и трактовке можно внести некоторые изменения в пользу сохранения нашей природы», — поделилась мастер.
Артисты
Исполнитель главной роли Ньургуна Боотура, народный артист Якутии, ведущий солист театра оперы и балета Александр Емельянов признался, что предложение спеть главную арию в легендарной постановке сделали ему ещё несколько лет назад. С тех пор артист медленно, но верно готовился для выступления на большой сцене в образе главного богатыря якутской культуры.
«Моим главным сомнением в исполнении роли Ньургуна Боотура было то, что его ария была написана для баса, а у меня баритон. Но я подумал, что всё-таки смогу это осилить. Наш композитор пошёл навстречу и сделал переложение для моего голоса. Таким образом, за полгода до премьеры мы начали усиленно учить партии и работать с нашими концертмейстерами. Я не раз выступал в Большом театре в Москве и на сценах Санкт-Петербурга, но всё равно временами чувство волнения накатывало на меня. Благодаря слаженной подготовке мы всё-таки смогли достойно выступить и показать всю мощь якутского театра», — рассказал Александр Емельянов.
В свою очередь главный антагонист оперы — исполнитель роли Уот Усутаакы, отличник культуры Якутии, бас-певец Егор Колодезников в предыдущих постановках играл исключительно Ньургуна Боотура. Как рассказал сам артист, по началу он не был в восторге от подобной рокировки ролей, но в последующем вошёл во вкус, исполняя образ страстного и коварного персонажа.
«Раньше я пел Ньургуна Боотура, а потом предложили поменяться с главным злодеем. Мне не очень понравилась эта идея, но оказалось, что исполнять роль Уот Усутаакы — это очень зрелищно и динамично. Мощный костюм и особый грим очень сильно помогают войти в роль, всё смотрится очень выигрышно. Но минусом этого является то, что грим надо очень долго и сложно смывать. Зато какие овации и аплодисменты получает мой персонаж! Я был в шоке от полных залов в Москве и Санкт-Петербурге, мне аплодировали очень долго», — поделился Егор Колодезников.
Но главным открытием оперы «Ньургун Боотур» стала оперная певица Екатерина Корякина. Роль Туйаарымы Куо стала для неё первой серьёзной работой в таких масштабных проектах.
«В театральных кругах давно ходил слух, что готовится постановка «Ньургун Боотура», и этим летом нам сказали выучить партию Туйаарымы Куо. Мы все начали готовиться, и к нам пришёл на прослушивание дирижёр-постановщик Константин Хватынец. После того, как всех прослушали, выбор остановился на моей кандидатуре. Я была очень рада, до сих пор не верится, что я выступила в главной роли на таких больших сценах, как Большой и Мариинский театры», — отметила Екатерина Корякина.
Ранее премьера оперы «Ньургун Боотур» состоялась на сценах Мариинского и Большого театров в рамках Дней Якутии в Москве и Санкт-Петербурге. Постановку по достоинству оценили не только обычные зрители, но и ведущие деятели культуры и искусства России, которые с восторгом приняли оперу и стоя аплодировали якутским артистам.
Фото: Кристина Новгородова, Андрей Сорокин
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: