Роспотребнадзор Якутии рекомендует обращаться в случае нарушения прав потребителя при возврате товара

15:08, 03 января 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Законом «О защите прав потребителей» предусмотрены безусловные права потребителей (которые нельзя ограничить договором) на возврат товара (например, если он куплен через «Интернет»), а также на отказ от любой услуги (если иное не установлено специальным законодательством). В последнее время право потребителя отказаться от работы или услуги на любой стадии (возместив фактически понесенные расходы) подверглось значительной ревизии: появились невозвратные авиабилеты, ограничена возможность отказаться от туристских и зрелищных услуг. Однако для целого ряда сфер потребительских правоотношений нет никаких исключений, поэтому компаниям приходится возвращать денежные средства потребителей, если они передумали приобрести конкретный товар или услугу, сообщает пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Якутии.

Такое правило создает для потребителя комфортную среду покупок, повышает уровень доверия предприятиям торговли и сферы услуг, поскольку жизненные планы и финансовое положение человека может измениться уже после того, как он заключил тот или иной договор. Предприниматели тоже получают выгоду от такого поведения своих клиентов, поскольку в комфортной и доверительной среде сокращается время на принятие решение о покупке, люди не испытывают предубеждения к предоплате сделки, растет индекс потребительской уверенности (измеряется Росстатом) и потребительского доверия (измеряется ВЦИОМ), которые характеризуют, насколько россияне считают текущую ситуацию благоприятной для совершения покупок.

Тем не менее, многие компании используют следующие уловки, чтобы не возвращать потребителям предоплату за товары и услуги.

Опцион

Все чаще в различных магазинах, торговых сетях, банковских и страховых организациях, даже при оказании юридических услуг встречаются схемы уклонения от обязанностей, предусмотренных законом, связанные с таким понятием, как «опцион».

Действительно, опционные договоры — относительно новая форма взаимоотношений, появившаяся в гражданском законодательстве в 2015 году. В рамках такой сделки (статья 429.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) одна сторона вносит оплату опциона, а другая обязуется по первому требованию совершить предусмотренные договором действия. Причем по смыслу закона плата за опцион представляет из себя не предоплату товара или услуги, а плату «за право заявить требование по опционному договору». Указанной выше нормой предусмотрено, что «при прекращении опционного договора платеж возврату не подлежит», если договором не предусмотрено иное. Однако опционный договор предназначен в основном для сделок на финансовом рынке и в обычных потребительских сделках эти правила не применяются.

Подарочный сертификат

В последние годы Роспотребнадзор прикладывал большие усилия для борьбы с т.н. «невозвратными» подарочными сертификатами, когда продавцы и исполнители услуг не возвращали денежные средства, оформленные подобным образом. Для многих россиян такие подарки заканчивались неприятными сюрпризами, поскольку большинство сертификатов имели ограниченный срок действия.

В своем желании удерживать денежные средства потребителей некоторые продавцы дошли до Верховного Суда Российской Федерации, однако высшая судебная инстанция поддержала Роспотребнадзор и признала право потребителя на возврат денежных средств за ранее приобретенный подарочный сертификат (карту), поскольку приобретение подарочной карты подтверждает внесение аванса в счет будущей покупки, а в силу закона аванс не может быть удержан продавцом.

Акт выполненных работ

Настойчивое предложение подписать акт, в котором потребитель заранее соглашается с объемом и качеством выполненных работ (оказанных услуг) до их фактического оказания, – нарушение, которое особенно часто встречается в деятельности недобросовестных юридических компаний. С потребителем в подобных случаях заключается договор на оказание различных юридических услуг (подготовка претензий, жалоб в различные органы по типовым формам, которые чаще всего составлены небрежно и не приводят к разрешению проблемной ситуации). При этом одновременно с заключением договора оформляется акт, где потребитель соглашается с объемом и качеством выполненных работ (оказанных услуг). В последующем, когда клиент понимает, что его обманули, услуги ему были навязаны, оказались слишком дорогими и не качественными, попытка отказаться от договора на основании ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» приводит к тому, что исполнитель демонстрирует соответствующий акт, а также «результаты» услуги – очень часто таким результатом выступают документы, подготовленные за несколько минут. В последующем потребителю крайне сложно доказать свою правоту даже в суде, поэтому Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) настоятельно рекомендует не подписывать акты выполненных работ и оказанных услуг до их фактического принятия и ознакомления с результатами.

В последние годы в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) поступают обращения граждан об отказе в возврате денежных средств, уплаченных авансом за приобретение «подарочного сертификата» либо в навязывании приобретении товаров и услуг, что является нарушением.

В случае нарушения прав потребителя, рекомендуем гражданам обратиться в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия).

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
23 ноября 23.11
  • -25°
  • $ 102,58
  • 107,43

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: