"Постепенно идем к дистанционному голосованию". Руководитель информцентра ЦИК Якутии о работе и жизни

17:37, 03 февраля
Текст:

Этот год в Якутии начался с крупных избирательных кампаний. Отставка мэра Якутска повлекла за собой досрочные выборы руководителя столицы республики. В сентябре предстоят выборы депутатов Госдумы. В условиях угрозы коронавируса актуальными во всех сферах стали вопросы перехода в цифровой формат. Работа избирательных комиссий не стала исключением – здесь готовятся важные нововведения, которые должны будут увеличить безопасность и уровень удобства для граждан. ЯСИА побеседовало по этому вопросу с молодым руководителем информационного центра Центризбиркома Якутии Михаилом Неймоховым.

— Михаил, расскажите коротко о себе.

— Я родился в семье народного писателя Якутии Егора Неймохова, младший из трех сыновей. Во втором классе переехал с родителями в Санкт-Петербург. Там я окончил среднюю школу, а после — Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет по специальности «компьютерная безопасность». Я всегда тяготел к технике, с детства интересовался тем, как устроен компьютер, изучал программирование.

— Получается большую часть жизни вы прожили в Санкт-Петербурге, а затем решили вернуться в Якутию?

Фото из личного архива

— Мои родители каждое лето отправляли меня на все каникулы в село Мегино-Алдан Томпонского района. Даже после переезда в другой город меня каждое лето отправляли в родное село, где я помогал родным по хозяйству, ездил на сенокос, собирал ягоды, рыбачил, жил и пропитывался любовью к родине. Это позволило мне не забыть родной язык и всегда помнить о своих корнях, находясь в таком далеком городе Санкт-Петербурге. Поэтому, по окончании вуза, я решил вернуться, чтобы жить и трудиться в Якутии, быть полезным родной земле.

— Расскажите о своей семье.

— Жена Мария работает научным сотрудником Национального художественного музея. Она тоже окончила вуз в Питере по специальности «искусствовед». Мы познакомились и стали семьей в Северной столице. У нас двое детей. Старший, Михаил, учится в первом классе Саха-Корейской школы. Он очень любознательный и чуткий, всерьез занят вопросами экологии и переработки мусора. Кстати, мы уже второй год сортируем отходы на пластик, картон и т.д. Исправно сдаем твердые бытовые отходы в пункты приема. Младшей, Кюннэй, 2 года, она ходит в детский сад, веселая, позитивная девочка, очень любит активные игры, бегать и прыгать, бывает трудно за ней уследить.

— Итак, Михаил, прямо сейчас ведется большая работа по всей стране. Так понимаем, что основная часть этой работы будет вестись в ближайшие годы. Расскажите пожалуйста, о каких нововведениях идёт речь?

— По ситуации на данный момент могу сказать, что был разработан концепт платформы, которая позволила бы объединить все услуги и избирательные процессы в цифровом виде. Это целый комплекс, который, в числе прочего, подразумевает и дистанционное электронное голосование.

На сайте ЦИК России есть эта концепция, при желании можно ознакомиться самим, а я расскажу вкратце. Официально можно охарактеризовать это как совокупность цифровых сервисов, которые будут доступны для избирателя, а также для кандидатов и иных участников избирательного процесса.

Первый сервис – это дистанционное электронное голосование. Оно проходило апробацию в Москве на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию прошлым летом. Сервис дает возможность голосовать удаленно, не приходя физически на избирательный участок.

Второе новшество – это цифровые избирательные участки. Апробация данного нововведения началась еще в 2019 году на территории Москвы. Проще говоря, гражданин теперь может подойти на цифровой избирательный участок в виде электронного терминала и проголосовать за своего кандидата. Надо только зарегистрироваться через сайт Госуслуг и дождаться дня голосования. В этом случае, находясь в совершенно другом месте, теоретически можно проголосовать даже на небольших муниципальных выборах по месту регистрации.

«Цифровой избиратель» особенно удобен тем, кто приехал из другого региона и хочет участвовать в выборах у себя в субъекте. Это нововведение, которое никогда раньше не использовалось в регионах страны.

— Когда мы в Якутии сможем воспользоваться этой технологией?

— Планировалось, что в 2021 году будут функционировать 30 таких цифровых избирательных участков. Сейчас ждем соответствующего решения ЦИК России. Мы составляли план, согласно которому приоритет для организации цифровых участков отдавался тем УИК, которые расположены в общеобразовательных школах, так как у них имеется система электронного межведомственного взаимодействия. Надеемся, что реализация этого проекта начнется в этом году, ведь было бы очень удобно, чтобы в наших крупных населенных пунктах люди имели возможность прийти и проголосовать на тех выборах, на участие в которых имеют право по прописке.

— А система «Мобильный избиратель» — это то же самое, что и «Цифровой избиратель»? Или есть разница?

Система «Мобильный избиратель» реализована и работает, начиная с выборов президента страны в 2018 году.

Она представляет собой замену устаревших открепительных удостоверений и позволяет избирателю прикрепиться на любой избирательный участок по месту своего фактического нахождения и проголосовать там в день голосования. Для этого необходимо подать соответствующее заявление. Система хорошо зарекомендовала себя и показала свою необходимость.

Цифровой избирательный участок – это эволюционное развитие «Мобильного избирателя». Главное отличие цифрового избирательного участка от «Мобильного избирателя» — это возможность проголосовать по своим региональным выборам, находясь далеко за пределами своего «домашнего» региона. Однако сам «Мобильный избиратель» никуда не денется и будет по-прежнему применяться.

— Какие еще цифровые сервисы применяются в избирательных процессах на данный момент?

— На сайте Госуслуг есть раздел «Мои выборы», в которых, помимо подачи заявления о голосовании по месту нахождения, всегда можно увидеть какие выборы запланированы по месту регистрации избирателя, узнать, включен ли избиратель в список избирателей, какие работают участковые и территориальные комиссии.

Можно также посмотреть всю информацию об участвующих в выборах кандидатах и партиях, подать заявление о голосовании вне помещения для голосования, узнать результаты выборов, а также проверить информацию о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов и партий.

— Это уже получается действующие и уже где-то опробованные сервисы. А что насчёт тех, что только готовятся к запуску? Чего нам ожидать?

— Появятся дополнительные сервисы для кандидатов и избирательных объединений. К примеру, одним из существенных нововведений станет возможность провести процедуру сбора части подписей в свою поддержку в электронном виде.

— Вот это интересно. Даже в Якутии нередки случаи, когда кандидат не может собрать достаточное количество подписей в свою поддержку или же делает это не совсем корректно. Как это будет реализовано?

— Реализуется подобная интеграция через сайт Госуслуг. Кандидат-самовыдвиженец, а также кандидат от политической партии, которая не является парламентской, обязан собрать определенное количество подписей от граждан, чтобы получить право принимать участие в выборах.

И да, этот подход очень актуален для Якутии, с нашими транспортно-логистическими проблемами и климатическими особенностями.

Также рассматривается возможность подавать некоторые документы для участия в выборах дистанционно. Например, представлять финансовые отчеты о текущей деятельности политическими партиями или выдвигать в состав избирательных комиссий членов с правом совещательного голоса.

— Здесь поподробнее. Получается избирательным штабам не обязательно будет тащить ворох бумаг в Центризбирком, собирая все чеки?

— Предполагается, что да. Официально у нас избирательные кампании начинаются за 90-100 дней до начала голосования, если это региональный уровень, и за 90-110 дней, если это уровень федеральный. За этот период нужно открыть счет, назначить финансовых уполномоченных. Это всё сильно регламентировано: любые поступления, которые кандидатам направляются, не должны превышать определенный процент и так далее. Для этого в Центризбиркоме есть особая структура, которая называется Контрольно-ревизионная служба. Сотрудники усиленно мониторят деятельность предвыборных штабов, чтобы исключить возможность нарушений.

После того, как выборы прошли и был опубликован протокол, начинается период отчета кандидатов и партий. Эти отчеты обычно вносятся в бумажном варианте. Cейчас предлагается, что когда введут в строй цифровую платформу, эти документы в электронном виде напрямую будут отправляться в Центризбирком через сайт Госуслуг. Так будет проще и кандидатам и нам.

— В последние годы много говорят об удобстве комплексов обработки избирательных бюллетеней, которые считывают голос уже в момент опускания листка в ящик для голосования. Будет ли увеличено их количество?

— По КОИБ мы написали заявку, чтобы нам предоставили новые аппараты – в планах у нас стоит пункт, согласно которому должны полностью обеспечить ими все участки Якутска. Что касается удобства, то, конечно же, они в разы повышают оперативность работы членов участковых избирательных комиссий и разгружают их.

Кстати, к сентябрю уже точно будет введен «цифровой рабочий блокнот» участковой избирательной комиссии. Это программа, которая позволит УИК всю свою деятельность оформлять в электронном виде. Многочисленные формы и шаблоны там уже лежат готовые. Достаточно будет вписать содержимое, чтобы затем уже распечатать в готовом виде со всеми надлежащими атрибутами.

Обычно рабочий блокнот делался в бумажном виде, хотя в некоторых участках были электронные варианты, однако там тоже приходилось искать корректный шаблон, прописывать его, менять и прочее. Это теперь всё автоматизируется и в результате работники УИК освобождаются от огромного объема работы.

— Получается, что ЦИК России сейчас проводит политику стандартизации работы участков? Причем цифровизация играет в этом ключевую роль.

— Да, ведется такая работа. Можно ещё охарактеризовать её, как централизацию. В прошлом году между Минкомсвязи и ЦИК России был заключен государственный контракт, который включает в себя осуществление передачи данных для комиссий всех уровней, вплоть до территориальных избирательных комиссий. Раньше у каждого региона были собственные контракты с провайдерами связи. Кто-то заключал договор с «Ростелеком», кто-то еще как-то выкручивался и всё это финансировалось из средств региональных бюджетов. Сейчас на всех единый федеральный госконтракт, который подразумевает подключение всех районов субъектов страны.

Это делается, в том числе, и для реализации проекта цифровой платформы. Это хорошо, но требования такие, что если связь предполагается через спутник, то скорость должна быть выше 512 Кбит/сек. Если речь про оптику, то уже больше 20 Мбит/сек. Это довольно дорогостоящий проект, но, тем не менее, все ТИКи у нас в республике были подключены к этой системе к концу декабря прошлого года.

— Все эти масштабные нововведения, которые уже имеются или же внедряются в будущем, они планировались за несколько лет до начала пандемии? Или же по большей части коронавирус заставил менять взгляды в экстренном порядке?

— Конечно, коронавирус повлиял на все эти процессы, но всё же намерения по обновлению и модернизации избирательного процесса были задолго до начала пандемии.

Когда я говорю про эпидемию, то она сильно повлияла на организацию голосования непосредственно на участках. То есть, теперь появилось понятие «многодневное голосование», которое было введено, чтобы обезопасить избирателей, создавать условия, благоприятные для предотвращения распространения коронавируса.

Также ввели еще одно новшество, связанное с санитарной и эпидемиологической безопасностью – выездное голосование или же голосование во дворах. То самое, которое в народе окрестили «голосование на пеньках». Как бы в интернете не подшучивали над этим, но формат себя проявил с хорошей стороны, поскольку был направлен на безопасность избирателей и организаторов выборов.

В общем, пандемия лишь ускорила внедрение некоторых моментов. Они всё равно должны были быть реализованы, а теперь это стало архиважным.

— Учитывая всё вышесказанное, давайте попробуем представить, как будут выглядеть выборы в России через пять лет? Особенно волнует вопрос: смогу ли я проголосовать, не выходя из дома с помощью несложной верификации личности на сайте? Как будет обеспечиваться безопасность в этом случае?

— Да, всё к этому и идёт. Скорее всего так и будет. Даже при нынешнем уровне развития технологий это вполне осуществимо: организовать выборы с соблюдением тайны голосования и в дистанционном режиме.

Конечно, многих волнуют вопросы по гарантиям идентификации избирателя, а также тайны и анонимности голосования. Здесь необходимо организовать контроль как со стороны членов избиркомов на каждом этапе, так и со стороны общественного контроля и наблюдения. Требуется  формирование открытой, понятной, прозрачной системы. В системе электронного голосования есть модуль, который разделяет голоса и персональные данные граждан. Опыт проведенных дистанционных голосований говорит об отсутствии фактов, свидетельствующих о том, что эта тайна нарушается. Голосование с применением блокчейна, нескольких электронных ключей и распределенного доступа к информации снимает многие вопросы и делает процесс более прозрачным.

Уверен, что за пять лет технологии, конечно же, шагнут еще дальше.

Традиционная форма голосования всё равно в основном останется. Это ведь реальная возможность подойти на участок и привычная для многих процедура голосования. В любом случае, избиратели сами смогут выбирать форму голосования: традиционное или электронное.

Новые цифровые сервисы помогут людям, которые по тем или иным причинам не могут выйти на улицу и подойти на участок. Речь идет не только об инвалидах, но и о просто пожилых людях и тех, кто соблюдает режим самоизоляции. В нынешних условиях с ограничениями из-за эпидемиологической угрозы это большой процент людей, и без дистанционного голосования они просто не проголосуют.

Нельзя исключать фактор удаленности – один час вертолета, который выполняет рейс до отдаленных населенных пунктов на Севере, может стоить десятки, а то и сотни тысяч рублей. Дистанционное голосование только в этом случае помогло бы сэкономить миллионы.

— Михаил, расскажите, а работа по цифровизации процессов голосования началась ведь не так уж и давно. Поначалу говорили об этом мало, но зато в последнее время данное направление стало одним из приоритетных в работе ЦИК России.

— Да, такая работа началась относительно недавно. Можно сказать, что я являюсь непосредственным свидетелем и участником зарождения данной работы. Образно говоря, в начале 2000-х мы занимались информатизацией избирательных процессов, сейчас – цифровизацией. В 2015 году был назначен руководителем информационного центра Центризбиркома Якутии и с тех пор наш отдел работает в этом направлении. В Якутске нас пятеро. В каждом районе республики есть сотрудник, закрепленный за информационным центром. Основная наша задача –техническое и информационное обеспечение деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия), автоматизация информационных процессов, реализуемых в ходе подготовки и проведения выборов, эксплуатация и развитие части Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», функционирующей на территории Республики Саха (Якутия). Модернизация всех этих систем происходит постоянно, сегодня мы, вместе с избирательными комиссиями всей страны, в рамках национального проекта «Цифровая экономика» приступаем к внедрению новых форматов и протоколов электронного обмена, классификаторов цифровых элементов моделей, процессных систем. Так что да – направление является одним из приоритетных.

— Михаил, огромное спасибо за интересный и познавательный рассказ. Надеюсь, что мы еще увидимся на нашем информационном ресурсе. Желаю Вам и организаторам выборов плодотворной работы!

14 июня 14.06
  • 23°
  • $ 71,68
  • 87,33