Строительство моста через реку Лену в настоящее время стоит первым номером в «повестке дня» Якутии. Проект одобрил и поддержал президент России Владимир Путин. Федеральному правительству поручено внести предложения по его реализации. На главу региона Айсена Николаева возложена огромная ответственность — четкие и сжатые сроки строительства требуют предельной концентрации усилий и региональных властей, и профильных структур федерации, и потенциальных участников проекта.
Вице-премьер Якутии Кирилл Бычков, курирующий это строительство, уверен, что Ленский мост должен стать не просто объектом жизнеобеспечения республики: его социально-экономический эффект может превзойти многие инфраструктурные проекты России.
— Кирилл Евгеньевич, вы участвовали в заседании правительственной комиссии по транспорту под председательством вице-премьера РФ Максима Акимова, на котором также дан «зеленый свет» строительству моста. Как прошло обсуждение проекта?
— Для нас главным было услышать, что наши планы по строительству Ленского моста одобрены, узнать, какое место они заняли в федеральной программе, какие определены сроки для их реализации. Для включения в «лист ожидания» комиссия отобрала лишь десятую часть из всех заявленных регионами проектов, и включила наш мост в число 57 приоритетных, направленных на первоочередную модернизацию магистральной инфраструктуры России, с возможностью реализации при выделении дополнительного финансирования.
Ленский мост предпочли другим, не менее важным, инфраструктурным проектам, в частности, отложена реконструкция сразу 27 аэропортов: Новосибирска, Красноярска, Тюмени, других регионов. Это говорит о том, что наш проект — крупнейший, целевой и жизненно необходимый. Он должен стать настоящей «стройкой века» для республики.
Значимость магистрального объекта для жителей Якутии и всего Дальнего Востока даже не стоит обсуждать, так как это абсолютно очевидно. Кроме того, по многим параметрам Ленский мост соответствует не просто уровню объекта жизнеобеспечения: социально-экономические эффекты от его строительства и использования должны превзойти инвестиции более чем в 1,6 раза.
— За счет чего ожидается достижение этого эффекта?
— Ленский мост должен соединить пространства Дальнего Востока и Арктики. Связать три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт. Проект призван обеспечить круглогодичный доступ к месторождениям республики, а также повысить транспортную доступность для населения региона почти в четыре раза — с 21 до 83%. Благодаря реализации проекта должны существенно сократиться ежегодные расходы бюджетов на северный завоз.
— На какие средства может строиться мост и о каких суммах идет речь?
— Как ранее обозначил глава республики Айсен Николаев, проект планируется финансировать за счет средств федерального и регионального капитальных грантов, а также через инвестиции частного партнера, который определится по итогам конкурсного отбора.
По предварительным данным, проект оценивается в сумму порядка 80 миллиардов рублей — с учетом НДС. Предполагается, что основная часть финансирования — свыше 54 миллиардов рублей — поступит из федерального бюджета (около 48 миллиардов) и регионального (чуть более 6 миллиардов), оставшаяся доля планируется из средств частного капитала.
В ближайшие годы мост должен стать главным инвестиционным проектом республики, основанным на принципах государственно-частного партнерства. Ряд инвесторов уже выразили желание финансировать его строительство.
По подсчетам специалистов Аналитического центра при правительстве РФ, в стране сейчас нет другого транспортного проекта в сфере жизнеобеспечения, который бы окупился в столь реальные сроки, как Ленский мост. Это может произойти менее чем за 20 лет. При этом мост не только снизит затраты на северный завоз, но и увеличит валовый региональный продукт как минимум на 1,5-2 процента в год, а это — 15-20 миллиардов рублей.
— Сколько по времени может продлиться строительство?
— В 2020-2021 годах должна быть завершена проектная стадия, и начато строительство. При соблюдении всех условий, мост планируется ввести в эксплуатацию в 2025 году. Мы считаем, что «зеленый свет» уже дан — поручением главы государства.
И абсолютно все профильные ведомства, задействованные в проекте, дали свои положительные заключения. Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» подтвердила прогнозную интенсивность движения по мосту, положительно оценив варианты реализации проекта. Крупнейшие российские корпорации и финансовые институты, иностранные компании — все они выражают готовность участвовать в проектировании, поиске технологических решений, необходимых для строительства этого крайне сложного, уникального инженерного объекта. Ведь нигде в мире вантовые мосты не проектировались и не строились с учетом экстремально низких температур.
— Помимо моста через Лену, на заседании правительственной комиссии рассмотрено строительство других мостовых переходов на территории республики.
— Рассмотрена возможность возведения еще пяти мостов в Якутии: четырёх через реку Вилюй: на 660, 807+800, 956+300 и 1049+092 километрах автодороги А-331 «Вилюй» (Тулун-Братск-Усть-Кут-Мирный-Якутск), а также через реку Алдан на 389 км автомобильной дороги Р-504 «Колыма» (Якутск-Магадан).
Принято решение также включить их в «лист ожидания» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. По ним сейчас предстоит подготовить проектно-сметную документацию, провести экспертизы.
Все указанные проекты, прежде всего, — Ленский мост, включенные в число приоритетных, по сути, должны соединить всю северо-восточную часть России — четверть от всей ее территории, обеспечить транспортную доступность не только Якутии, но и включить Чукотку и Магадан в транспортную сеть нашей страны.
Уверен, что реализация проекта Ленского моста имеет особое значение не только для дальнейшего социально-экономического развития регионов Дальнего Востока, но и в целом для расширения его геополитического влияния, необходимого для усиления мощи всей страны.
Авторы: Кира Сафронова, Елена Тихонова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: