Елена Волкова: В оплате труда необходима объективная дифференциация

Министр труда и социального развития о заработной плате работников бюджетной сферы
10:00, 10 января 2019
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Министр труда и социального развития Якутии Елена Волкова рассказала в интервью ЯСИА о проводимой ведомством работе по обеспечению устойчивого роста реальных доходов граждан в соответствии с указом президента России.


— В первую очередь, рост доходов – это повышение заработной платы. Последние шесть лет политику в сфере оплаты труда диктовали принятые в 2012 году указы Президента относительно 12 целевых категорий работников бюджетной сферы: педагогических работников, медицинских работников, работников культуры, науки и социальных работников. Целевыми ориентирами для них в зависимости от категории стали значения от 100% до 200% от среднемесячного трудового дохода в РС(Я), а также средняя заработная плата учителей и в сфере общего образования.

Для исполнения «майских» указов президента России в Якутии была принята Концепция повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 – 2017 годы, в рамках которой ежегодно по 2018 год включительно принимались решения по повышению заработной платы по категориям работников бюджетной сферы.

В результате за весь период средняя заработная плата педагогов общего образования к 2018 году была увеличена в 2 раза, педагогов дошкольного образования – в 2,7 раза, врачей, среднего медицинского персонала — в 2,5 раза, педагогов дополнительного образования и педагогов, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, работников культуры, научных сотрудников — в 3 раза, социальных работников, младшего медицинского персонала — более чем в 4 раза, преподавателей высшего профобразования — в 5,4 раза.

Поддержание достигнутых соотношений к заданным целевым ориентирам остается основной задачей на ближайшие годы.

Как повлияло на рост зарплаты низкооплачиваемых категорий работников принятие федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума? И как это повлияло на расходы бюджета?

— Стоит напомнить, что в рамках вышеуказанной концепции в республике уже в 2014 году минимальная заработная плата была доведена до регионального прожиточного минимума и поддерживалась в последующие годы с учетом его роста. В 2017 году она составляла 17388 рублей, превышая среднероссийский минимальный размер оплаты труда в 2,2 раза.

Но в 2018 году был принят федеральный закон о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума в среднем по стране. А чуть ранее, в декабре 2017 года, — решение Конституционного суда РФ, по которому районный коэффициент и северная надбавка начисляются сверх МРОТ. В итоге с 1 мая 2018 года минимальная гарантия в области оплаты труда в РС(Я) возросла для организаций бюджетной сферы в 1,6 раза.

Более 30 тысяч человек попали под действие нового правового регулирования в сфере оплаты труда, в связи с чем понадобилось предусмотреть значительные средства в бюджете республики – более 4 млрд рублей, в том числе порядка 1,4 млрд рублей из федерального бюджета.

— А что ожидает якутян в наступившем году?

— 25 декабря 2018 года подписан новый федеральный закон, согласно которому минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2019 года будет повышен до 11 280 рублей. С применением «северных» выплат МРОТ для работников бюджетной сферы республики он составит в районах до Полярного круга – 28 200 рублей, за Полярным кругом – 31 584 рубля.

Необходимо отметить, что для хозяйствующих субъектов минимальный размер оплаты труда зависит от действующих в конкретной организации районных коэффициентов (1,4; 1,6; 1,7 или 2,0), но при этом этот размер не должен быть ниже установленного в 3 квартале предыдущего года прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Саха (Якутия).

Однако наряду с очевидными положительными результатами для низкооплачиваемых категорий работников, это повышение приводят к нивелированию ценности квалифицированного труда отдельных категорий специалистов и служащих и отсутствию объективной дифференциации в оплате труда работников, выполняющих работы различной сложности. Для решения в том числе и этой задачи Министерством труда и социального развития РС(Я) в 2018 году была разработана Концепция совершенствования системы оплаты труда в учреждениях бюджетной сферы Республики Саха (Якутия) на 2019-2024 годы, которая одобрена и утверждена главой Республики Саха (Якутия) 29 декабря 2018 года.

В новой концепции поставлены основные задачи в области политики оплаты труда на период до 2024 года: это обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг, поддержание достигнутого уровня заработной платы по отдельным «указным» категориям работников бюджетной сферы, обеспечение минимального размера оплаты труда в республике и обеспечение объективной дифференциации в оплате труда работников в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества затраченного труда. При этом должна быть обеспечена более тесная взаимосвязь между оплатой труда и результативностью работы, повышением качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг.

Достижение целей концепции будет осуществляться поэтапно. На первом этапе, уже в 2019 году, перед органами исполнительной власти и органами местного самоуправления мы ставим задачу начать частичное восстановление дифференциации в оплате труда работников, выполняющих работы различной сложности. Параллельно будет проведен комплекс мероприятий по сбалансированию структуры заработной платы в части повышения ее окладной гарантированной части.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
24 ноября 24.11
  • -25°
  • $ 102,58
  • 107,43

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: