Финалистка премии «Гордость Якутии» Ирина Пахомова: Идеальный урок — единое дыхание с детьми

3217

Одним из пяти финалистов всенародной премии «Гордость Якутии» в номинации «Учитель» стала преподаватель английского и испанского языков в СОШ №1 города Нерюнгри Ирина Пахомова. В ходе отборочного голосования она набрала 927 голосов и заняла четвертое место. В интервью журналисту газеты «Якутия» собеседница отметила, что идеальный урок — это единое дыхание с детьми.


Уметь слышать и слушать

О том, что она стала финалистом проекта I Всенародная премия «Гордость Якутии», Ирина Пахомова узнала от автора этих строк. Какие планы на ближайшее время? Намерена самосовершенствоваться в области инклюзивного образования, нарабатывать опыт с особенными детьми, а также принимать участие в подобных необычных профессиональных конкурсах и побеждать!

— Мое главное качество — умение слушать и слышать, — признается Ирина Геннадьевна. — Все, что сказано мне, я учитываю в своей работе, а если это тайны, то они никогда не слетят с моих уст. По натуре я добрый и мягкий человек, это чувствуют дети и тянутся ко мне почерпнуть спокойствия и жизненного равновесия.

Нет таких тем, которые ей не нравилось бы преподавать. На уроках Ирина Пахомова старается акцентировать внимание не на сложности употребления структур, а на доступности объяснения, используя речевые клише, жизненные примеры, крылатые фразы и песни.

А вот, что меньше всего нравится, это отчёты и различные мониторинговые бумаги. Бюрократия, которой довольно и в современной школе, отвлекает от подготовки к урокам, отнимает много времени. Ирина считает, что в школе должен быть менеджер по мониторингу преподавательской деятельности и введения документации.

О школе Ирина Геннадьевна думает всегда и даже из отпуска везет не модные вещицы и подарки, а школьные методички. При любой возможности участвует в семинарах и курсах повышения квалификации, даже в летнее время.

Не быть консерватором!

— В профессии учителя есть некий консерватизм. Непросто ломать устоявшиеся стереотипы образования прошлого и модернизировать свою работу в угоду современным тенденциям, — продолжает Ирина Геннадьевна.

— Тем не менее, каждый мой урок не похож на предыдущий. Могут быть неудачными отдельные этапы урока. Причины разные: психологический настрой класса, трудность восприятия темы, разноуровневый подбор учащихся. Шлифовка этих маленьких неудач – ежедневный кропотливый труд учителя, огранка его педагогического мастерства.

Ирина Пахомова дважды была руководителем поездок за границу по обучающим образовательным программам, где уроки вели учителя из Англии, Ирландии, Австралии, Канады, США. Ездила с ребятами в Финляндию, Швецию, Южную Корею. Это были не просто туристические поездки, а каждодневная учеба в условиях живого языкового окружения. Общаясь с носителями языка, ребята получают колоссальный коммуникативный опыт и мотивацию к продолжению расширения кругозора.

Уметь экспериментировать

Своей лучшей педагогической инициативой собеседница считает создание совместной с директором школы опытно-экспериментальной программы «Развитие многоязычия, формирование иноязычной коммуникативной компетентности учащихся в современных условиях». Эксперимент преподавания семи иностранных языков (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, турецкий, китайский) в качестве второго иностранного языка на базе обычной общеобразовательной школы был успешным.

Идеальный урок для Пахомовой – это единое дыхание с детьми, это распахнутые с интересом глаза учеников, взаимопонимание с полувзгляда, с полуслова, когда не хватает времени для продолжения разговора, когда хочется доказывать, спорить.

Учеников делит на следующие типы: пассивный слушатель, ленивый бездельник, умный лентяй, ответственный труженик, старательный честолюбец, честный добытчик знаний, талантливый ученик, звезда, бриллиант.

Учеников, нарушающих дисциплину, чаще наказывает работой у доски, либо дополнительными карточками для самостоятельной работы, либо предлагает «побыть учителем» и провести какой-нибудь этап урока.

— «Обучать — значит вдвойне учиться». Для меня очень актуальна эта цитата, поскольку образование не стоит на месте, современные дети опережают развитие поколений прошлых лет, а посему и учитель должен постоянно совершенствоваться, чтобы быть примером.

— «Я не учитель. Я просто помогаю тебе изучать себя». Эта цитата подходит и к учительской профессии. Ведь учитель является для ребенка проводником к познанию не только мира, но и самого себя.

— «Хороший учитель может научить даже тому, чего сам не умеет». Эта цитата всегда воодушевляет меня, когда сталкиваешься с трудностью. Ведь ты понимаешь, что дети считают тебя примером во всем, а как пример может не уметь или не знать чего-то? Преодолевая себя, изыскиваешь разные пути достижения цели, подаешь пример и учишь своих учеников не останавливаться на достигнутом.

— «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Это подтверждает лишь то, что люди в народе говорят: «Учитель от Бога». То есть так или иначе, кара это или награда, но профессия учителя дается свыше, а значит, им можно только родиться, с божьей помощью совершенствоваться и сеять вечное, доброе, светлое.

— «Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника» (Белинский В.Г.). Эта цитата подстегивает меня в работе с одаренными детьми. Всегда хвалю их, если они могут превзойти меня в рассуждении над тем или иным вопросом, не боюсь признаться, что ребенок грамотно рассуждает и лучше меня высказался на определенную тему. Здоровая конкуренция в образовательной деятельности позволит учителю гордиться в будущем своим учеником, превзошедшим его в познании мира.

***

«Гордость Якутии»: Стартовало голосование за финалистов всенародной премии в номинации «Учитель»

Напомним, с 4 по 10 октября на сайте ЯСИА проводилось отборочное голосование среди кандидатов в номинации «Учитель» всенародной премии «Гордость Якутии». Борьба развернулась среди 88 педагогов из 28 районов республики. Всего в адрес номинантов поступило более 18 тысяч голосов.

В пятерку финалистов вошли учитель начальных классов Усть-Майской средней школы Ольга Попова, учитель начальных классов Вилюйской СОШ №3 Луиза Мальцева, учитель химии и биологии Бетюнской СОШ Амгинского улуса  Валентина Дьячковская, учитель английского и испанского языков СОШ №1 г. Нерюнгри Ирина Пахомова и учитель физической культуры Чурапчинской СОШ им. С.А. Новгородова Владислав Кривошапкин.

До завершения заключительной гонки мы подробно расскажем о каждом из них. Проголосовать за финалистов можно по ссылке во вкладке «Гордость Якутии» и по этой ссылке, где отображается общее количество голосов, отданных за того или иного педагога.

Участвуйте в нашем проекте! Читайте материалы, голосуйте, выражайте свое мнение! Давайте покажем, что в любых, даже самых сложных условиях, наш регион развивается, идет вперед и нам есть чем гордиться.