За последние два года ущерб от киберпреступлений в Якутии составил почти 1,5 миллиарда рублей

Частыми схемами обмана становятся оформление кредитов, предложения инвестиций и псевдосообщения от руководителей
Фото: Виктория Сергеева/ЯСИА
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В Якутии продолжает расти количество потерпевших от киберпреступлений. За 2022-2023 годы якутяне отправили мошенникам почти 1,5 миллиарда рублей. Практически всегда мошенники используют одни и те же схемы, при этом на уловки попадаются даже те, кто хорошо осведомлён о финансовых киберпреступлениях. Тема мошенничества с использованием инфокоммуникационых технологий стала главной на круглом столе, организованном прокуратурой Якутии совместно с различными министерствами, ведомствами и банками республики, сообщает ЯСИА.

По данным прокуратуры Якутии, потерпевшими от дистанционных мошенников становятся якутяне в возрасте от 15 до 73 лет из самых разных социальных слоёв населения, начиная от работников среднего класса и пенсионеров, заканчивая научными работниками и сотрудниками правоохранительных органов. Основную группу потерпевших составляют трудоспособные жители республики, имеющие постоянный доход.

В целом за последние пять лет количество преступлений выросло на 317%: в 2018 году было зарегистрировано 511 случаев, а в 2023 их стало уже 2133.

Буквально на днях потерпевшей стала 61-летняя жительница Якутска, которая вместе с дочерью «инвестировала» мошенникам около 6 миллионов рублей. У другой якутянки под видом сотового оператора было похищено более 300 тысяч рублей. При этом многие жители республики при опросе утверждают, что знали о действиях дистанционных мошенников, но всё равно попались на их уловки. Иногда жертвами злоумышленников становятся даже сотрудники банковской сферы.

Фото: Анна Лебединская/ЯСИА Фото: Анна Лебединская/ЯСИА Фото: Анна Лебединская/ЯСИА Фото: Анна Лебединская/ЯСИА

«Один из недавних случаев произошёл с гражданином С., который сам работает в банковской сфере и знал о дистанционных мошенниках. Ему позвонил некий сотрудник сотового оператора, якобы заканчивается срок действия абонентского договора. Потерпевшему предложили дистанционно продлить договор, мужчина назвал код из СМС, но после разговора испугался, что сообщил пароль от «Госуслуг».

Почти сразу ему также поступил звонок якобы от оператора этого портала, который сказал, что в личном кабинете потерпевшего идёт какая-то подозрительная активность. Дальше всё пошло по отработанной схеме — перевод на линию с сотрудником НацБанка, затем МВД, ФСБ, оформление кредитов, перевод денег на некий «безопасный счёт». Как показывает анализ, потерпевшие не могут объяснить, почему, чтобы избавиться от одного кредита, они набирают много новых. Видимо, какая-то часть логического мышления в эти моменты перестаёт работать. Только этот потерпевший оформил несколько кредитов более чем на восемь миллионов рублей», — привёл на заседании круглого стола один из неутешительных примеров и. о. прокурора Якутии Сергей Губин.

Помимо звонков якобы от сотовых операторов, популярными схемами мошенничества остаются вовлечение людей в некую спецоперацию по разоблачению преступной сети мошенников, предложения по инвестициям, снятие средств с банковских счетов для отправки их вооружённым силам Украины, а также сообщения в телеграме от руководителей, что в учреждении проводится проверка сотрудниками спецслужб.

Фото: Анна Лебединская/ЯСИА Фото: Анна Лебединская/ЯСИА Фото: Анна Лебединская/ЯСИА

«Видимо, на людей действует элемент страха за потерю своих средств. Конечно, доверие к правоохранительным органам — хорошее качество, но важно запомнить, что никогда участие в какой бы то ни было спецоперации не будет оформляться дистанционно. Если гражданин и будет привлечён к каким-то оперативно-розыскным мероприятиям, то это всегда будет проходить в служебном кабинете с оформлением необходимого пакета документов и в присутствии сотрудников правоохранительных органов. И если к вам обращаются с такими заявлениями через различные мессенджеры или во время телефонного разговора, говорят, что на вас оформлены кредиты, и тому подобное, не верьте — это обман», — подчеркнул Сергей Губин.

По итогам заседания круглого стола было принято решение усилить межведомственное взаимодействие, работу по профилактике через средства массовой информации, а также провести работу с сотрудниками банков, при оформлении кредитов выявлять клиентов, попавших под воздействие мошенников. Кроме того, стороны договорились продолжить вести профилактическую работу на предприятиях и организациях республики.

Отличительные признаки того, что вам звонит мошенник, можно узнать в материале ЯСИА по ссылке здесь. А про семь способов защитить себя от телефонного и интернет-мошенничества можно прочитать здесь.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
27 апреля 27.04
  • -0°
  • $ 92,01
  • 98,72

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: