Актуальные вопросы развития арктической зоны Якутии обсудили на полях XIII международного форума «Арктика: настоящее и будущее». С представителями комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики встретилась делегация республики во главе с председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) Алексеем Еремеевым.
Алексей Еремеев обсудил транспортную доступность Якутии, проблемы северного завоза и проект Синергия Арктики, который обеспечит интернетом труднодоступные поселения Арктической зоны ДФО, с заместителем председателя комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Валентиной Пивненко.
Она отметила командную работу руководства Якутии в решении вопросов обеспечения транспортной доступности в Арктике.
«Я всегда ставила в пример парламентариев из Якутии другим регионам. Смотрите, как работают якуты – учитесь. Это действительно так», — сказала депутат Пивненко.
Спикер парламента Якутии Алексей Еремеев отметил помощь федерального центра для развития Арктических районов Якутии.
Напомним, 20 июля 2023 года на пленарном заседании Госдумы принят федеральный закон «О северном завозе». До этого времени деятельность в сфере северного завоза не была законодательно урегулирована. В настоящее время идет работа с подзаконными актами, закрепляющими принципы нормирования, мониторинга, сроков и всего, что связано с планированием Северного завоза.
Навигация в Арктике Якутии имеет свою специфичность по периодам в зависимости от времени вскрытия, продолжительности весеннего паводка и водности рек всего Ленского бассейна. Первый этап — завоз грузов на малых боковых и быстромелеющих реках, а также на трех арктических условно-судоходных реках Яна, Индигирка и Колыма перемещение депонационных запасов. В этот период завозится незначительный объем грузов по сравнению с общим объемом, но практически весь объем, завозимый в эти направления, является жизнеобеспечивающим. Второй тур — арктическая навигация, которая открывает водные пути на выход судов в море для доставки грузов в арктические районы республики. Этот тур начинается с 20 июля и продолжается до 60 дней. Начинается интенсивная перевозка топливно-энергетических ресурсов и иных жизнеобеспечивающих грузов в арктические реки Яна, Индигирка, Колыма, Анабар и пункты на море Лаптевых.
Перевозки осуществляются в крайне неблагоприятных условиях связанных с погодными явлениями, такими как пурга, обильные снежные осадки, перевозка по руслам рек в период выхода наледи и других факторов.
Есть надежда, что с принятием федерального закона, ситуация поменяется и удастся сформировать комплексную систему управления северным завозом, основанную на цифровых технологиях и принципах эффективного распределения полномочий, планирования, оптимизации процессов и управления рисками.
К 2026 году Якутия планирует воплотить проект «Синергия Арктики» и тогда жители труднодоступных населенных пунктов Арктической зоны Дальнего Востока будут охвачены высокоскоростным интернетом. Кроме того, дальневосточные регионы обретут резервную линию связи.
Если взглянуть на площадь, которую предстоит охватить в рамках названного проекта, то это практически половина Якутии. Якутская Арктика занимает более 1,6 миллиона квадратных километров. И это самая бездорожная, труднодоступная и малонаселенная часть региона, где проживает около 70 тысяч человек.
К 100-летию ЯАССР в Совете Федерации РФ проект «Синергия Арктики» был поддержан сенаторами. В мае 2023 года он был презентован президенту России Владимиру Путину, а в сентябре получил поддержку в ходе совещания по развитию дальневосточных городов.
XIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходит 7 и 8 декабря в Санкт-Петербурге. Представители органов власти, бизнеса, деловых кругов, науки и некоммерческих организаций собрались в КВЦ «Экспофорум», чтобы выработать решения насущных задач для развития одного из самых значимых макрорегионов страны.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: