Заместитель начальника локомотивной службы и по совместительству пауэрлифтер с солидным багажом спортивных достижений Михаил Воронцов утверждает, что, только когда он пришел на работу в «Железные дороги Якутии», у него появилась цель». Он неоднократный победитель региональных соревнований по пауэрлифтингу, Кубка Азии, Кубка мира, чемпионатов мира по пауэрлифтингу, призер Кубка чемпионов мира по пауэрлифтингу. И всё это на пороге 60-летнего юбилея. О том, как он добился таких успехов в спорте и как он совмещает занятия спортом с работой, Михаил Воронцов рассказал в интервью.
— Михаил Александрович, расскажите немного о себе, откуда вы родом?
— Родом я из Белоруссии. Родился и жил в глубинке Могилевской области. По окончании восьмого класса в 14 лет подал документы в ПТУ № 107 на электрогазосварщика. Окончил обучаться в 1981 году. Перед армией прошел обучение в ДОСААФ на парашютиста-десантника, и в 1983 году как следствие попал служить в ДШБ 13 (десантно-штурмовую бригаду) в поселок Магдагачи.
— А какая мечта в детстве была?
— Мечта в детстве?.. Ну сложный вопрос. Мечта в детстве была, наверное, наесться вдоволь. Рос в сложной семье, мама одна нас поднимала, зарплата, хорошо помню, была у неё 90 рублей в месяц, а нас было трое — две сестры и я. Почему-то всегда всего не хватало… Я очень хотел велосипед, у всех друзей были, а у меня нет. Очень хотелось просто быть таким как все. А потом уже, когда служил в армии, хотелось побывать на море. Наверное, хотелось стать моряком, но судьба распорядилась по-своему.
— Помните свой первый рабочий день?
— Да, помню, в 7-м классе я летом подрабатывал на железной дороге учеником монтера пути. Помню, как помогали менять шпалы, забивать костыли, даже и не предполагал, что посвящу всю сознательную жизнь работе на железной дороге. Проработал там два месяца и заработал свою первую зарплату, насколько помню, это было где-то 15 рублей с копейками. По тем временам приличные деньги.
— На что потратили?
— На школьную форму. Я тогда очень гордился тем, что пришёл в школу в новенькой форме.
— С работой на железной дорогой вы познакомились еще в школьные годы, а как с ней связали свою профессиональную судьбу?
— После армии женился, остался работать в локомотивном депо сначала электрогазосварщиком, через год стал помощником машиниста. Раньше это было попроще — 7 дублёрских поездок, заключение инструктора и в добрый путь! Ну и дальше по накатанной: машинист, машинист-инструктор, заместитель по эксплуатации, главный инженер в депо и главный инженер дирекции тяги Забайкальской железной дороги.
В 2014 году переехал жить и работать в Хабаровск в локомотивную службу Дальневосточной железной дороги начальником тягово-энергетической лаборатории. В августе 2017 года в депо Смольяниново приехала Гладких Елена Анатольевна, она была на конкурсе машинистов здесь в Якутии и рассказала, что в Якутии есть быстроразвивающаяся, прогрессивная железная дорога, им требовался заместитель начальника службы по эксплуатации. Я связался с Ташпулатовым Шухратом Исакжоновичем, на тот момент начальником службы локомотивного хозяйства, и 12 сентября приехал в Алдан и устроился на работу в «Железные дороги Якутии».
— С какими трудностями столкнулись в новом коллективе?
— Самая большая трудность — это найти общий язык с коллективом, завоевать доверие, уважение коллег. А с остальным проблем не было. В локомотивном хозяйстве я уже более 30 лет отработал на тот момент, поэтому с работой трудностей не возникло.
— А как вам якутская зима, суровая?
— О якутской зиме можно разговаривать очень долго. Изначально я имел поверхностное представление, черпая информацию из интернета, ну, и еще наш отечественный гидрометцентр заставлял холодеть кровь. На самом деле климат в Алдане достаточно приемлем и достаточно часто балует очень теплыми зимними температурами, не исключение и трескучие морозы, когда порой не хватает шкалы термометра.
— У вас солидный профессиональный опыт железнодорожника. Что самое сложное в вашей профессии?
— Ну самое сложное — это прогнозировать работу техники, ведь она предполагает какие-то неисправности, возникающие в процессе эксплуатации, вопросы по ремонту, наличие и поставка запчастей, профессионализм контингента. Вот здесь, как говорится, и нужен опыт, чтобы понимать, что может произойти и принять правильное решение. А в остальном, в принципе, все трудности преодолимы. Порой мы сами себе создаем трудности и сами их преодолеваем. Учиться никогда не поздно и признавать свои ошибки, тем более когда ты действительно где-то не прав, это самое главное.
— Теперь перейдем к личному и частному. Когда начали заниматься спортом?
— Наверное, все мы в детстве занимались каким-то видом спорта. Целенаправленное посещение секций, да, было. В баскетбол играл и в хоккей играл в школьные годы, а уже учась в ГПТУ в городе Минске, занимался вольной борьбой. Там получил травму, на этом борьба закончилась. Я начал заниматься музыкой, играл в духовом оркестре, был такой период интересный. Потом армия, сама по себе служба предполагала зачастую предельные физические нагрузки. Еженедельные кроссы по 10–30 километров, учения, максимально приближенные к реальной обстановке, — одним словом, всё, что касается десантно-штурмовой бригады. Окончил службу старшим сержантом, командиром взвода.
— А силовыми видами спорта начали заниматься уже здесь?
— Силовыми видами спорта начал заниматься на любительском уровне в 90-е годы. Есть в поселке Магдагачи спортзал «Олимп», он и сейчас там есть и функционирует, там все тренажёры сделаны своими руками из подручных материалов. Руководит им Федоренко Владимир, он и сегодня поддерживает молодёжь, которая работает на тех же самых тренажёрах из наших 90-х. Занятия имели любительский характер, просто для поддержания формы, не было какого-то соревновательного стремления, не было той необходимой системы, так как работа помощником машиниста не предполагала такой возможности в занятиях. Поездки могут быть и круглосуточными, надо было отдыхать, заниматься семьей, поэтому, не было никакого спортивного режима. Это продолжалось до 2014 года, когда я переехал из Читы в Хабаровск. Там работа стала более размеренной, была возможность как-то систематизировать свои занятия спортом, тем не менее опять же это носило любительский характер, для поддержания жизненного тонуса. И только когда я пришел на работу в «Железные дороги Якутии», появилась цель. Первое соревнование проходило здесь в Алдане в 2019 году, я тогда занял первое место по народному жиму, и после той победы я понял, что мне это нравится, что у меня получается. К сожалению, тренироваться приходилось без тренера, поэтому все знания черпались из интернета, журналов, и я постепенно начал добиваться своей цели. Следующие соревнования были уже в Хабаровске – чемпионат Азии, на которых я показал свой первый значимый для себя результат – 200 кг в становой тяге.
— Такой тяжелый вид спорта как-то отразился на вашем здоровье?
— Наверное, я скажу таким образом — чем хуже, тем лучше! Чем больше мы над собой работаем, тем благотворнее это сказывается на нашем здоровье, на нашем организме. Исходя из этого я считаю, что занимаясь таким тяжелым вид спорта, я себя укрепляю, дисциплинирую и делаю себя здоровее. Всё зависит от человека, от живого желания, от поставленной цели и её достижения.
— График тренировок плотный?
— Предсоревновательный очень плотный. При этом больше трех раз в неделю просто нет смысла тренироваться, потому что организм не успевает восстанавливаться, но вот эти три тренировки в неделю очень насыщенные. Тренировка длится где-то 2–2,5 часа минимум, чтобы достичь каких-то результатов.
— Вы до сих пор сам себе тренер или всё-таки у вас есть человек, который помогает вам хотя бы перед соревнованиями?
— Нет, до сих пор как-то так сложилось, что я сам себе тренер. Тренироваться по удалёнке, онлайн, я считаю, бесполезное занятие, бесполезная трата времени и денег, потому что нет визуального контакта. Тот человек, который тренирует на расстоянии, не понимает и не чувствует тебя. Черпаю всё из интернета, сложившегося личного опыта и от товарищей, с которыми соревнуемся и, конечно же, делимся между собой «боевым» опытом.
— Есть ли у вас последователи?
— Наверное, могу сказать, что есть. Мой коллега Александр Чупров (заместитель начальника локомотивной службы. – Прим. ред.) со мной работает и в зале, и в службе. Я думаю, что он сможет достигнуть серьезных результатов. В 2023 году наша команда «Железных дорог Якутии» ездила на открытый чемпионат Белоруссии по пауэрлифтингу, где мы заняли 2-е место среди 18 команд. Александр принимал участие в этих соревнованиях, проявил настоящий бойцовский характер и добился хороших личных результатов.
— Трудно ли совмещать работу и занятие спортом?
— Трудности бывают, но, когда есть понимание руководителей, которые видят твое стремление и результаты, они помогают во всём. Я чувствую понимание генерального директора Василия Владимировича Шимохина, его интерес и поддержку.
— Самая большая победа над собой?
— Вся жизнь — борьба. В 2021 году я очень тяжело переболел коронавирусом, было 80% поражения легких, пять дней пролежал в коме, но выкарабкался, за шесть месяцев восстановился, подготовился к VII чемпионату мира, проходившему в Москве, где завоевал 1-е место в своей возрастной и весовой номинации.
— Да, это действительно большая победа. Какие ближайшие цели или, может быть, уже построены какие-то планы на обозримое будущее?
— Сейчас я восстанавливаюсь после соревнований, а вскоре буду готовиться к следующему чемпионату. Посмотрим, там всё будет зависеть от состояния здоровья, всё зависит от того, как я подойду к предсоревновательному периоду, где я смогу понять, буду ли я участвовать и стоит ли тренироваться на таком уровне. Необходимо делать ссылку на возраст и, конечно же, на состояние здоровья.
— Есть эталон в спорте, на кого вы равняетесь или хотите быть похожим?
— Конечно, есть, и не один, их несколько. Это российский пауэрлифтер, мировой рекордсмен, основатель и президент WRPF Кирилл Сарычев. Юрий Белкин, его не зря называют инопланетянином в мире пауэрлифтинга. Он сам весит 100 кг, но при этом приседает и тянет штангу весом более 400 кг. И, конечно же, Андрей Маланичев, обладатель свыше 30 рекордов России, Европы и мира.
— Что бы вы пожелали начинающим спортсменам?
— Самое главное — это иметь цель! Понимание, чего ты хочешь добиться. Если заниматься просто без цели, то это занятие ничем, это просто потеря времени. Прежде чем заниматься, ты должен понимать, что ты хочешь от этого занятия. Не подражать кому-то, не с друзьями за компанию, а заниматься, заниматься, заниматься, заниматься, стремясь к достижению своей цели. Потому что это твоя цель и она должна стать смыслом твоей жизни.
— Кроме спорта, чем еще занимаетесь, как проводите свободное время? Отдыхаете ли?
— Да, отдыхаю. Летом это отдых на природе в кругу близких друзей, зимой — снегоход и горные лыжи. В общем, активный отдых. Люблю читать книги, только не компьютерные варианты, а именно бумажные, в переплете и со страничками, где их можно полистать.
— А как семья относится к вашему увлечению?
— С пониманием. Конечно, все радеют за здоровье, чтобы не было вреда от серьезных тренировок. Но также понимают, что цель есть цель. Я иду к ней и добиваюсь. Семья понимает и принимает.
— А дети идут по вашим спортивным стопам?
— К сожалению, нет — ни дочка, ни сын. Дочь больше в учебе, постоянно занимается иностранными языками, психологией, медициной – идет по своему направлению. Сын — программист, вроде бы посещает спортзал, но это чисто любительский интерес. Я не заставляю. Жена добросовестно ходит в спортзал, у них своя группа, они занимаются китайскими единоборствами, вместе ходят в походы — в общем, тоже ведет активный образ жизни.
— Михаил Александрович, если оглянуться назад, есть то, что вы хотели бы изменить в своей жизни?
— Нет! Я считаю, что всё, что мной прожито, всё правильно.
— А какой совет дали бы себе молодому, учитывая опыт настоящего?
— Я бы сказал себе, что перед собой нужно быть всегда честным, чтобы я меньше шел на компромисс с собой. Когда ты уверен сам в себе, ты непобедим! Только уверенность в себе позволяет человеку быть самим собой.
— Есть мечта?
— Как бы это тривиально ни звучало, я мечтаю, чтобы был мир! Чтобы не было войны, чтобы дети были здоровы, чтобы мои близкие были счастливы. Пусть у всех будет всегда голубое небо над головой.
— Каким вы видите будущее «Железных дорог Якутии»?
— О, это навсегда! Знаете, если аналогию провести, то это как бамбук. Он растет со скоростью несколько сантиметров в сутки, так и наша железная дорога, интенсивно и стремительно развивается. Самое важное, что цели, намеченные компанией под руководством Василия Владимировича, реальны и достижимы. Я думаю, не за горами Джалинда, обновленный парк локомотивов, Магадан. «Железные дороги Якутии» — это локомотив, который идет четко по расписанию.
Материал подготовили Людмила Ефремова и Виктория Амирова-Лобачева
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: