Росстат опубликовал «динамику цен на бензин автомобильный, и ресурсах нефтепродуктов». Согласно документу, рост не катастрофический, но весьма показательный — средние розничные цены на автомобильный бензин выросли на 22 копейки. Как формируются цены и есть ли альтернатива? Разбиралось ЯСИА.
Напомним, что рост цен топлива на АЗС в начале года Минэнерго России связало с индексацией акцизов на нефтепродукты, а также с отставанием стоимости топлива от среднего по России уровня инфляции.
«Наблюдаемый рост в розничном сегменте объясняется разовой плановой индексацией акцизов с 1 января 2021 года, а также накопленным отставанием темпов роста цен на АЗС от инфляции в 2020 году», — сообщили в министерстве.
Отметим, что по данным Росстата в среднем больше всех подорожал бензин марки АИ-92 на 17 копеек практически до 43,87 рублей за литр. В целом рост цен на бензин отмечен в 62 центрах субъектов страны. С начала года бензин марки АИ-92 подорожал на 1%, бензин марки АИ-95 — на 0,9%, а бензин АИ-98 — на 1,1%. Дизельное топливо с начала года повысилось в цене на 0,4%.
Мнение эксперта
Как отметила ЯСИА руководитель Отдела топливно-транспортного комплекса, техприсоединения, твердых коммунальных отходов Госкомцен Якутии Куннэй Попова, для автолюбителей республики цены на бензин АИ-95 (55 рублей за литр) ниже, чем в Сахалинской (57 руб./л.) и Магаданской областях (58 руб./л.), Чукотском АО (63 руб./л.) и сопоставимы с ценами в Мурманской области (50 руб./л.), Забайкальском (51 руб./л.) и Камчатском краях (55 руб./л.).
«Конечная цена на бензин не устанавливается государством, а формируется продавцом самостоятельно. Основную долю в конечной цене занимает цена бензина на нефтеперерабатывающем заводе, которая в соответствии с действующим законодательством не подлежит государственному регулированию и формируется в зависимости от уровня мировых цен на нефть, изменения акцизов и конъюнктуры рынка нефтепродуктов, а также расходы на перевозку нефтепродуктов железнодорожным и автомобильным транспортом из Ачинского, Ангарского, Пермского, Уфимского и других нефтеперерабатывающих заводов», — отметила руководитель отдела топливно-транспортного комплекса, отметив что эти факторы формируют около 70% от цен.
По данным Госкомцен Якутии, помимо этих затрат, в цену включаются проценты за кредиты, привлеченные на досрочный закуп необходимого объема нефтепродуктов (7%), затраты на содержание нефтебаз (3%) и АЗС (3%) и налоги (17%).
Таким образом, основное влияние на рост розничных цен на нефтепродукты оказывают закупочные цены производителей.
«Затраты на содержание нефтебаз и АЗС учитываются в цене в виде снабженческо-сбытовой и торговой надбавок, которые в настоящее время подлежат государственному регулированию только в Арктической зоне республики. Цены на остальной территории Якутии (центральная и южная часть) формируются свободно без государственного вмешательства», — заявила Куннэй Попова.
Мнение общественника
Руководитель Регионального исполкома Общероссийского Народного Фронта в Якутии, народный депутат республики Валерий Лютый заявил ЯСИА, что для снижения цен нужно освободить производителей от акциза.
«Для этого необходима политическая воля, и чтобы народные депутаты хотя бы начали об этом говорить. У нас есть большие проблемы с логистикой и себестоимостью. У нас есть газ и нефть, и раз она отсюда идет то можно сделать схему, чтобы от этого получали пользу не только недропользователи, но и жители, и вся республика. Нужен стимул, который даст толчок для экономики. Например, чтобы на уровень снижения акциза снижалась цена», — отметил он.
Альтернатива
Отметим, что ранее в ходе прямого эфира в Instagram министр промышленности и геологии республики Максим Терещенко сообщил, что в Якутии предусмотрены льготы для инвесторов, которые будут стимулировать население переходить на газомоторное топливо.
«В мае прошлого года, по итогам совещания с техническими руководителями компаний, мы внедрили 50% льготу по транспортному налогу, в случае если ваш автомобиль перейдет на газ. Также введена льгота по налогу на имущество, если инвестор построит или модернизирует свою заправочную станцию. В этом году мы так же продолжаем эту работу, так как видим успешный опыт в других регионах», — отметил Максим Терещенко.
Министр сообщил, что идет работа по привлечению средств в этом направлении.
«Формирование инфраструктуры дает предпосылки для строительства станций и стимулирует переход на газ. Рассматриваются возможности предоставления земельных участков в наших МО. Сейчас с главами улусов отрабатываем конкретные участки для заправочных станций. Также льготы будут и на муниципальном уровне», — заявил Максим Терещенко.
Он отметил, что конечный эффект строительства газозаправочных станций будет выражен в понижении расходов на транспортировку, а значит серьезную экономию и понижение цен.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: