Алиса Долгунова приняла участие в арт-кластере «Таврида» и выиграла грант для своего проекта на сумму 699 000 рублей.
Якутская хомусистка Алиса Долгунова приняла участие в арт-школе #МЫВМЕСТЕ — первой в новом образовательном сезоне арт-кластера «Таврида». На Всероссийском конкурсе молодежных проектов, итоги которого подводились там же, Алиса представила проект о создании Школы обучения варганной музыке «KhomusArctic» и выиграла грант на сумму 699 000 рублей на ее реализацию, передает ЯСИА.
Параллельно с образовательной, культурной и спортивной программами в течение заезда проходил Всероссийский конкурс молодежных проектов под эгидой Федерального агентства по делам молодежи. Всего в конкурсном отборе участвовало 22 проекта и среди них проект доцента СВФУ, хомусиста-импровизатора Алисы Долгуновой. В создании и оформлении ее идеи как целостного проекта посодействовал Единый ресурсный центр поддержки СО НКО и гражданских инициатив РС (Я).
– Как давно вы увлекаетесь игрой на хомусе?
– Я начала играть на хомусе с 11 лет. В школьные годы, когда я участвовала в региональных, республиканских конкурсах, я решила, что именно эта сфера — якутский фольклор — мне очень близка. Тогда захотела связать свою судьбу с хомусом в плане творчества и поступила в музыкальный колледж на отделение сольного и народного пения. В ходе обучения я начала развивать свои навыки игры на хомусе уже профессионально.
– Как удалось попасть на арт-кластер «Таврида»?
– Я давно хотела попасть на «Тавриду», еще с 2016 года. Но как-то не получалось из-за поступления в академию, летней сессии. В этот же раз в середине апреля я увидела в Инстаграме, что идет прием заявок на данный арт-кластер. Позвонила по контактному номеру, побеседовала с их представителем, затем подала заявку и ждала результатов отбора на участие.
– А о конкурсе грантов вы узнали до того, как подали заявку на участие в Тавриде, или после?
– В грантовом конкурсе могли принять участие только сами участники арт-школы, то есть прошедшие отбор. Когда же я подавала заявку, ещё не было известно: взяли ли меня или нет. И 20 мая я узнала, что прошла отбор и стала участником арт-кластера и арт-школы #МЫВМЕСТЕ. Тогда же и пришло письмо, что можно участвовать в грантовом конкурсе.
– Хотелось бы подробнее узнать о вашем конкурсном проекте. Какие особенности у него и на что он нацелен?
– Проект называется «Школа обучения варганной музыке «KhomusArctic»». Проект направлен на сохранение и распространение культуры народов Севера путем обучения молодежи Арктики игре на национально-музыкальном инструменте хомус. В рамках проекта планирую организовать обучающие уроки в районах Момский, Оленекский и Булунский — выбраны арктические районы. Еще будет издание видеороликов с целью распространения культурных и музыкальных традиций игры на национальном инструменте. То есть я заранее записываю ролик и оставляю в каждом районе этот материал, чтобы они и дальше распространили его у себя. Также будет сбор материалов исполнителей.
– Вы издавна планировали создание такой школы или идея пришла, когда узнали о конкурсе грантов?
– Во время работы в театре я была на гастролях на севере. И как раз во время концертов почувствовала, что есть спрос в этих районах, потому что они труднодоступны и мало кто прилетает их обучать. Когда я летом проводила курсы игры на хомусе, ко мне приезжали, допустим, из Оленька. Девушка, которая у меня обучалась, говорила, что у них нет такого, чтобы кто-то приезжал к ним и учил. У некоторых людей даже нет возможности приехать в Якутск — билеты дорогие, поездка очень долгая, например.
На конкурсе грантов у меня как раз было несколько направлений, по которым могла участвовать. Перед подачей заявки я общалась с экспертами грантового конкурса «Таврида». Поделилась с ними идеями, они сказали, что лучше было бы выбрать эту тему по развитию арктических районов. После выбора темы мы создали наш проект благодаря Единому ресурсному центру поддержки СО НКО и гражданских инициатив РС (Я). Их представители помогли мне в организации идеи и её упаковке, за что им огромное спасибо!
– Может, пока рано говорить об этом, но вы предполагали онлайн-реализацию своего проекта в связи с эпидемиологической ситуацией в мире?
– Я сама сейчас преподаю студентам в онлайн-режиме, и обучать на хомусе через онлайн очень сложно. Звуковые интервалы чуть другие. Обучать индивидуально — это можно, но преподавать большому количеству людей сложно, поэтому лучше разделять по группам. Тем не менее, преподавание в онлайн-формате все равно «не то». Передавать информацию лучше в живом общении, чтобы вовремя исправлять то, как они, допустим, держат хомус.
– Какой план сейчас намечаете по реализации проекта?
– Мы планируем ездить по районам, как я говорила, в Момский, Оленекский и Булунский. Я разделила поездки по кварталам. В течение года я, наверное, полечу три раза и буду проводить курсы длительностью в семь дней.
***
Помимо одобренного проекта Алиса Долгунова прошла кастинг резидентов и приглашена в качестве артиста на фестиваль «Таврида.АРТ» с 8 по 12 сентября в Крыму.
Фото: пресс-служба арт-кластера «Таврида», личный архив Алисы Долгуновой.
Зрителям завязали глаза и дали ощутить концерт в принципиально новом жанре
В спортзале Алданской гимназии занимаются пятью видами спорта. Сегодня зал используется для проведения школьных уроков по…
Ребятам предстоит пройти курс обучения основам железнодорожного ремесла
Опытный путешественник из Мирного планирует пройти за три месяца от самой южной точки до самой…
Маршруты автобусов перестроят на время мероприятий в честь Дня Победы
За нарушения требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима предусмотрены штрафы