Известный видеоблогер и путешественник Богдан Булычев много раз посещал Якутию во время своих экспедиций в Арктику. В интервью для проекта «Якутия. 20 лет в 21 веке» он рассказал, как изменилась республика с точки зрения автотуристов и чему нужно уделить внимание для развития туризма.
— Вы не раз посещали Якутию. Чем наш регион может и должен привлекать туристов?
– Если говорить о зимнем туризме, самый главный бренд республики – это холод. Поэтому все и дальше должно быть сконцентрировано вокруг мороза и вечной мерзлоты: два полюса холода – Оймякон и Верхоянск, сохранившиеся в мерзлоте останки мамонтов, салат индигирка из мороженой рыбы, мерзлотники и многое другое. Второй бренд – девственная и необычайно красивая природа. Она ещё и разнообразная: от горячих источников и сопок со скалистыми вершинами до тундры. И третье направление – народы, проживающие в Якутии: якуты, чукчи, эвены, эвенки, юкагиры, ненцы, долганы и другие. Можно сказать, Якутия по разнообразию национального колорита – это Россия в миниатюре. Каждый народ уникален своей культурой – богатой и интересной.
— Вы организуете экспедиции на автомобилях по северным регионам. Если сравнить первое путешествие и последнее, насколько изменилась ситуация с дорогами в Якутии?
– Первое путешествие было в 2015 году. Помню, что, свернув с федеральной трассы «Амур» на трассу «Лена», мы уткнулись в болото, все было размыто. Сегодня «Лена» совсем другая – это асфальтированная дорога, соединяющая республику с материком. Дороги стали очень хорошие. В Якутске построили и отремонтировали много улиц. Не забываем и автозимники. Нигде в мире нет зимников в таком количестве, как в Якутии.
— Как обстоят дела с транспортной доступностью региона?
– Конечно, хотелось бы более доступных авиабилетов. Мне кажется, стоимость перелетов может снизиться, если будет интенсивная конкуренция федеральных авиакомпаний в якутском направлении. Второй момент – сезонная транспортная доступность Якутска. Зимой можно доехать по трассе «Колыма» или со стороны Мирного, а весной и осенью есть ограничения в связи с ледоходом или ледоставом. Строительство Ленского моста решит этот вопрос.
— Вы упомянули Ленский мост. Насколько, на ваш взгляд, он важен для Якутии?
– Конечно, мост важен для Якутска и для всей республики. Будет создано круглогодичное транспортное сообщение с Большой землей, снизится стоимость продуктов и топлива. Есть даже пример: в Нижнем Бестяхе цены на одном уровне, а в Якутске – совсем другие. Расстояние небольшое, а такое ощущение, что совершенно разные регионы. Это связано с паромной переправой, которая требует дополнительных финансовых затрат. И они перекладываются на плечи покупателей.
– С каждым годом растёт количество людей, путешествующих по Дальнему Востоку на автомобилях. Какой инфраструктуры не хватает автотуристам для комфортного отдыха?
– Прежде всего хочу отметить одну ошибку. На федеральной трассе «Колыма» было культовое место: в Оймяконском улусе, возле заправки Кюбеме, стояла бочка, на которой путешественники со всего мира оставляли наклейки своих экспедиций. Многие ехали не в какой-либо определенный регион, а именно к этой бочке. Ведь благодаря ей путешественники становились частью большой истории… И совсем недавно новый собственник убрал эту бочку. Воссоздать ее сейчас невозможно. Для туризма это потеря, ведь местом притяжения становятся не пятизвездочные отели, а места с самобытной историей.
Если говорить именно про инфраструктуру, то заведений общепита и заправок на трассах достаточно. Хотелось бы более уверенного покрытия интернетом – на местах стоянок.
— Чему еще нужно уделить внимание, чтобы туризм процветал?
— Сотрудничать с теми, кто производит контент – блогерами, лидерами мнений. Нашу прошлогоднюю поездку в Арктику посмотрели более 32 миллионов человек – взрослая платежеспособная аудитория. Часть из них решила сама побывать в Оймяконе, проехать по трассе «Колыма» или по какому-то другому маршруту. Правительство Якутии грамотно работает в этом направлении – приглашает блогеров, организовывает фестивали и другие события. Благодаря этому люди через различные каналы узнают, насколько прекрасна Арктика. Это довольно эффективный способ привлечения туристов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: