«Полиметалл» довел автозимник до села Барылас

Барылас является самым труднодоступным населенным пунктом Верхоянья
10:58, 06 марта 2023
Текст:
Фото: Полиметалл
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Компания «Полиметалл» довела автозимник продленного действия до одного из самых труднодоступных и отдаленных населенных пунктов Верхоянского района – села Барылас. Движение по новой дороге уже становится оживленным.

Барылас является самым труднодоступным населенным пунктом Верхоянья: расстояние от районного центра до села составляет примерно 560 километров. Здесь проживают 92 человека. Имеется малокомплектная начальная школа-сад, которую посещают пятеро детей: две школьницы и три воспитанника детсада.

Несмотря на то что в Барыласе практически нет молодёжи, те, кто проживают там до сих пор, хотят развития своего поселения. По их мнению, у населённого пункта действительно есть будущее и связано оно со строительством дороги продлённого действия и приходом оптоволоконной связи.

Для Якутии зимники и ледовые переправы – своего рода «дорога жизни», ведь только 16% населения региона проживает в зоне круглогодичного автомобильного сообщения. Летом практически вся северная часть огромной территории республики становится непроходимой для колесной техники. Именно по снежной трассе завозится в отдаленные населенные пункты основной объем грузов: топливо, стройматериалы, оборудование, продукты и т. д.

Дорога, которая в прошлые годы связывала Верхоянье с центральной Якутией, проходила в основном по замерзшим руслам рек. Автозимник, построенный «Полиметаллом», по всему своему маршруту пересекает только две реки – Томпо и Нельгесе, что позволит повысить грузоподъемность и интенсивность движения по трассе. Однако это обстоятельство потребовало от строителей дополнительных усилий.

Если при пробивке автозимника основная задача – очистить путь от снега, то для устройства сухопутной трассы пришлось выполнить серьезный объем земляных работ в сопровождении геодезической съемки. Был задействован практически весь арсенал специальной техники: гусеничные бульдозеры, экскаваторы, фронтальные погрузчики, вспомогательные машины – всего 35 единиц.

Строили снежную трассу в два этапа: от нулевого до 49 км и от 49 до 364 км. На первом отрезке подготовили полосу отвода, установили водопропускные сооружения. Дорожной одеждой автозимника стал скальный грунт, который доставляли самосвалами, а затем ровняли грейдерами. После этого специалисты компании-подрядчика произвели планировку откосов и с помощью гусеничного экскаватора обустроили водоотводные канавы. Заключительным штрихом стала установка дорожных знаков.

С 49-го километра покрытие трассы в основном состоит из снега и льда. Грунтом отсыпали лишь некоторые участки с сильным поперечным уклоном, а также использовали его при обустройстве спусков и подъемов возле водных преград. Чтобы снег стал плотным и мог без проблем выдержать массу постоянно курсирующих по нему самосвалов, по трассе несколько раз прошлись волокушами-гладилками.

Как отмечает руководитель проектов Якутского филиала «Полиметалла» Прокопий Бурнашев, маршрут зимника сложный, так как пролегает по неоднородному рельефу плоскогорья. Одна из основных трудностей, с которой сталкиваются строители, это разработка мерзлого грунта при расширении дороги или корректировке ее отдельных участков. Не было к тому же и постоянного транспортного сообщения с подрядчиками, что затрудняло перевахтовку сотрудников и своевременный завоз запчастей.

«Во время паводка поднимался уровень воды в горных реках, что препятствовало проезду техники и доставке сотрудников на участки. Не повезло и с погодой. На местах, где прокладывали трассу, температура воздуха зимой опускалась ниже 58 градусов. Иногда не выдерживал даже металл. Много сюрпризов преподнес, например, Хунхадинский перевал. Протяженность этого участка всего 8 километров, но из-за сильных ветров здесь постоянно возникали снежные переметы, затруднявшие проезд техники. Приходилось постоянно привлекать машины, людей для оперативной очистки пути», — сказал Прокопий Бурнашев.

Водители, которые перегоняют технику или перевозят грузы по зимникам Якутии, практически в режиме нон-стоп работают в экстремальных условиях. Это и морозы, и метели, и почти полное отсутствие мобильной связи во время пути, и наледи. Негласные законы на арктических трассах формировались годами. В их основе – взаимовыручка. От шофера часто можно услышать: «Проехать мимо стоящей на обочине машины и голосующего рядом с ней человека – нельзя». Подход достаточно простой: помогаешь ты – помогают тебе. И наоборот. Второе, но не менее значимое правило: твои жизнь и здоровье зависят от качественной подготовки к каждому рейсу.

По словам водителя автомобиля участка вспомогательной и специализированной техники Сергея Еговцева, без взаимной помощи в рейсах никак. В его практике было много случаев, когда приходилось чинить машину буквально посреди бескрайнего белого безмолвия.

«Главное – соблюдать технику безопасности и с собой иметь все необходимое: лопаты, цепи, ломы, песок, запас бензина и продуктов на несколько дней. Все это нужно, чтобы продержаться в случае непредвиденной ситуации. На дороге без готовности прийти на помощь совершенно незнакомому человеку, простого участия, внимательности – никуда. Это святое правило в условиях зимника», — подчеркнул Сергей Еговцев.

Более 15 лет якутянин Гаврил Павлов возил продукты на личном автомобиле по районам Якутии, поэтому сотни километров региональных автозимников знает, как свои пять пальцев. Учитывая такой богатый опыт, ему практически сразу после начала работы на месторождении Прогноз доверили перегнать Урал NEXT на участок из Якутска.

«За все эти годы много неприятных случаев было, но ни разу никого не подвел – всегда доставлял груз вовремя и в целости. Перед каждым рейсом надо как следует утеплить, технически подготовить автомобиль, взять одежду, запас продуктов, топлива. Раньше я даже возил с собой дровяную печку. Лучше в этом вопросе перестраховаться. Беспечности и забывчивости наши дороги не прощают», — подчеркнул Гаврил Павлов.

«Появилась надежда, что наша жизнь поменяется к лучшему», — сказали в связи с этим жители района во время ежегодного отчета правительства Якутии в Батагае.

Постоянный представитель республики при президенте РФ – первый заместитель председателя правительства республики Андрей Федотов, который возглавлял рабочую группу кабинета министров, считает, что с приходом зимника в Барылас появилась главная дорога, связывающая всё Верхоянье с федеральной дорогой «Колыма».

«Развитие дорожной сети – одна из важнейших задач, которая стоит перед республикой. Несмотря на непростую социально-экономическую ситуацию, процесс активно идет. Строительство «Полиметаллом» дороги от села Тополиное до Барыласа позволит установить более качественное транспортное сообщение с удаленными населенными пунктами Верхоянского района. Всё это делается с единой целью – чтобы каждый житель увидел и почувствовал изменения к лучшему», – сказал Андрей Федотов.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
28 марта 28.03
  • -11°
  • $ 92,59
  • 100,27

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: