Бердигестях стал первым в России селом, для которого был разработан уникальный дизайн-код. «Жители и предприниматели Горного района, вдохновлены преобразованиями, а мы уверены, что это только начало комплексных изменений Якутии», — отмечают в Управлении архитектуры и градостроительства при главе РС (Я).
Работа по благоустройству села Бердигестях началась еще в 2019 году. Глава Якутии Айсен Николаев, понимая, что задачи требуют новых подходов, поручил применить нестандартные способы в развитии села Бердигестях в рамках подготовки к XXI Спартакиаде по национальным видам спорта «Игры Манчаары» в 2021 году в Горном районе. Управление архитектуры и градостроительства на примере селе Бердигестях показало, что существуют новые инструменты, способные показать реальные результаты, благодаря которым территории начинают отвечать требованиям города и бизнеса. Так, в работе с селом Бердигестях впервые был применен дизайн-код.
Дизайн-код помогает грамотно организовать пространство, подойти к благоустройству комплексно — сделать территорию привлекательной в рамках единой уникальной концепции и задать тон экономическому развитию.
«Мы изучили документы, регулирующие инфраструктуру и застройку села. В этом основная задача создания дизайн-кода – комплексный подход к благоустройству. Дизайн-код связывает объекты в единое общественное пространство с учетом образа жизни населения, их предпочтений и даже передвижений. Это больше, чем только визуальное оформление. То есть мы обустраиваем не отдельный участок села или города, а даем задел на общее изменение всей территории населенного пункта», — рассказала Ирина Алексеева.
Дизайн-код всегда создается с учетом мнения людей, ведь именно им жить в этом селе или городе. Особое внимание уделяется поиску самобытности, уникальности территории. На основе исследований создается фирменный символ – это то, с чем ассоциируется определенный населенный пункт. В ходе обширной работы, активного вовлечения жителей, сбора всех предложений, символикой Бердигестяха была определена сосна*.
«В 2019 году в работу были вовлечены студенты профилей «Графический дизайн», «Цифровой дизайн» Арктического государственного института культуры и искусств и кафедры архитектуры Инженерно-технического института СВФУ. Студенты ИТИ провели анализ, оценку существующей среды, учащиеся АГИКИ запустили работу по поиску логотипа, на основе которого был создан брендбук. Далее профессиональные архитекторы разработали проекты малых архитектурных форм на основе утвержденного брендбука. Набережная, разумеется, будет оформлена по брендбуку», — отметила руководитель Управления.
На основе выбранного жителями символа сосны созданы фирменные знаки, элементы навигаций и малых архитектурных форм. Изменяя внешний облик, дизайн-код становится толчком для развития населенного пункта и даже влияет на его социально-экономическое развитие.
В настоящее время на контроле Управления работа над реализацией по дизайн-коду стадиона с трибуной на 1000 мест и с мобильными трибунами на 3000 мест, многофункционального спортивного зала, спортивной площадки, универсального стрелкового комплекса с интернатом на 50 мест, ипподрома с трибуной на 1500 мест, сквера «Эйэ», набережной р. Матта, пешеходного моста (перехода) на стадион, сквера с арт-объектом, школы на 550 мест, застройки квартала «Сэргэлээх», автобусных остановок и навигационных указателей. Одной из задач Управления было связать между собой строящиеся объекты, чтобы объединить в единый комплекс в одном стиле. В настоящее время ведется большая работа, первые итоги, которой уже можно увидеть.
Например, набережная реки Матта станет связующим звеном между селом и парком. Здесь будет игровая зона для детей, беседка в зоне отдыха, смотровая вышка, также запланированы берегоукрепительные работы габионными конструкциями. Дизайн моста соответствует брендубку.
Работа ведется в рамках ряда программ — «Городская среда Программа поддержки местных инициатив РС(Я)», Федеральный проект Национального проекта «Жилье и городская среда» — «Формирование комфортной городской среды», Дорожного фонда РС(Я), госпрограмма РС(Я) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2018-2022 годы» — мероприятие «Повышение доступности жилья» по обеспечению жильем молодых семьей, «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2024 годы».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: