Поздняя осень 2007 года. Усть-Янский улус. Вахтовый поселок на месторождении олова на ручье Тирехтях. Добываются последние в промсезоне тонны оловосодержащего концентрата. Как показали последующие годы, то были последние тонны не только промсезона, но и всей оловодобывающей промышленности Якутии.
Однако сегодня с полной уверенностью можно говорить о возрождении некогда мощнейшей отрасли, которую в свое время даже стали приравнивать к трем добывающим китам экономики республики – алмазам, золоту и углю. И все это произошло благодаря грамотным и эффективным инвестициям. Причем не частным, а государственным.
Кризис помог
Есть расхожее выражение, что все начинается с малого. В нашем случае началось с небольшого месторождения золота «Аччыгый-Кумах Юрюя», что в дословном переводе с якутского означает – Малый песок.
Именно здесь в 2013 году ООО «Янзолото» стало разрабатывать месторождение россыпного золота. Добывали немного, меньше 40 килограммов драгметалла в год.
Здесь стоит пояснить, что «Янзолото» и «Янолово» являются дочерними предприятиями АО «РИК Плюс». При этом «Янолово» находится в управлении «Янзолото». Для чего и почему понадобилась такая управленческая схема, станет ясно чуть ниже.
Как вспоминает директор предприятия Иван Захаров, в первые два года даже план не выполнили. «Было очень сложно. Ведь все приходилось начинать с нуля. К тому времени на Яне уже больше 20 лет перестали добывать золото. Соответственно, не было никакой инфраструктуры, перевозчиков, техники и т.д.», – говорит он.
Впору было опустить руки. Но тут случился известный кризис 2014-го, когда его величество доллар подорожал почти в три раза. То есть добытое в тот промсезон золото стало настоящим спасательным кругом и сполна окупило все затраты.
Тарынгский прорыв
Все изменилось в 2015 году, когда приступили к разработке уже более крупного как по содержанию драгметалла, так и по его запасам месторождения «Тарынг-Юрях». Поначалу и здесь было непросто. Но накопленный к тому времени опыт помог сравнительно в короткие сроки выйти на хорошие объемы добычи.
Так, в 2019 году здесь уже вышли практически на максимальные объемы в 360 килограммов золота. А всего с начала работ добыто уже больше полутора тонн драгоценного металла.
– Интересно, что вслед за нами на Яну потянулись и другие золотодобывающие предприятия, – говорит Иван Захаров. – То есть мы сумели доказать, что золото с хорошей рентабельностью можно добывать не только на Алдане или Нежданинском, но и в Арктике. Сегодня рядом с нами работают уже много частников.
Терпение – золото
Все эти годы учредитель предприятия – АО «Республиканская инвестиционная компания», искал инвестора на свой главный в Усть-Янье проект, оловодобывающий. Собственно, для чего и было создано «Янолово».
Здесь стоит отметить, что речь не идет о возрождении легендарного Депутатского ГОКа, который занимался разработкой крупнейшего одноименного рудного месторождения олова. Обогащение руды всегда было делом затратным. Это в советские времена ради выполнения планов партии строились целые города, поселки, комбинаты.
По современным ценам строительство Депутатского ГОКа обошлось бы в фантастические 500 миллиардов рублей. Для понимания – это больше двух годовых бюджетов всей республики, или еще понятнее – восемь мостов через Лену.
Инвестиции нужны были гораздо скромнее. На разработку самого крупного в Якутии россыпного месторождения олова «Тирехтях» (подтвержденные запасы более 70 тысяч тонн олова).
Проект вызывал живой интерес на многочисленных экономических форумах, не раз презентовался на том же ВЭФ.
Потенциальные инвесторы одобрительно кивали, даже вели какие-то переговоры, но до реальных действий, то бишь выделения денег, дело так и не дошло. Тогда было решено действовать самим, то есть терпеливо накапливать собственные ресурсы с добычи золота.
Не гигант, но все же
Как показало время, это было самое верное решение. И здесь нельзя не согласиться с мнением советника директора, опытнейшего геолога Николая Тямисова о том, что сегодня ни один частник не будет вкладывать в производство заработанные деньги на добыче золота. Таких примеров просто нет и не будет.
Таким образом, в 2015 году, когда появилась существенная прибыль от Тарынгского золотодобывающего проекта, АО «Янолово» стало последовательно реализовывать теперь уже оловодобывающий проект.
Уже через год была приобретена лицензия на право пользования недрами месторождения «Тирехтях». До 2020 года были проведены геологоразведочные работы, разработан и защищен Технический проект. Ровно год назад Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики одобрило заявку и «Янолово» получило статус резидента Арктической зоны Российской Федерации.
В этом году, по итогам первого промывочного сезона, добыто 408 тонн олова. Закуплена современная горно-обогатительная техника, создано 84 рабочих места. Ожил вахтовый поселок, который пустовал с 2008 года.
Месторождение будет осваиваться в три этапа. На первом предполагается добывать до 600 тонн олова. Второй этап будет запущен через четыре года (1000 тонн олова в год). При выходе на проектную мощность на месторождении будет добываться до трех тысяч тонн олова в год.
Конечно, компании пока тяжело тягаться с крупнейшими мировыми игроками на рынке олова. Но в будущем существенную часть внутреннего спроса она сможет удовлетворить. На сегодня Россия потребляет порядка 7-8 тысяч тонн олова в год и практически половина объема востребованного металла закупается за рубежом.
Кумулятивный эффект
Когда речь заходит о развитии любого производства, то непременно возникает тот самый кумулятивный эффект, о котором так любят говорить с высоких трибун. И здесь он, как говорится, налицо.
Надо ли объяснять, что «Янолово» стало за последние годы одним из крупнейших налогоплательщиков Усть-Янского района. Помимо создания рабочих мест – в сезон в вахтовых поселках по добыче золота и олова в общей сложности работает более 210 человек, компания закупает у местных родовых общин оленину, рыбу, а у предпринимателей другие продукты, спецодежду и т.д.
А еще, и это прописано в соглашениях о социально-экономическом развитии района, «Янолово» регулярно участвует в различных социальных проектах, оплачивает проезд одаренным детям для участия в разных конкурсах, лучшим спортсменам, учителям и т.д. И конечно же, выставляет ценные призы на оленьих бегах во время праздника Дня оленевода.
Кроме спонсорских и благотворительных проектов, предприятие напрямую выплачивает значительные суммы родовым общинам согласно проведенной по всем требованиям этнологической экспертизе. Как видно, эффект действительно впечатляет. А главное, он не на бумаге, а здесь и сейчас.
Революционная логистика
Отдельного пояснения требует реализованная нынешней осенью транспортная схема, которую впору назвать революционной.
В советские времена отведенный временной люфт на то, чтобы добытый на месторождении в заполярной тундре оловянный концентрат превратился на аффинажном заводе в Новосибирске в чистое олово, составлял 18(!) месяцев. Проще говоря, на транспортировку концентрата уходило до полутора лет.
Понятное дело, что в нынешних реалиях, когда успешная реализация любого проекта в первую очередь зависит от скорости оборота финансовых средств, такой временной роскоши никто себе позволить не может.
В 90-е годы эту проблему решили кардинально – вывозили концентрат из Депутатского… самолетами. Да-да, гигантский грузовой «Руслан» был здесь таким же привычным явлением, как июльский полярный день. Благо высокая мировая цена на олово позволяла исполнить такую немыслимую схему.
Продолжалось это недолго. Аккурат до того момента, пока Китай не обрушил мировые цены. Собственно, именно это стало главной причиной краха Депутатского ГОКа и всей оловодобывающей промышленности Якутии. Дальнейшие потуги на россыпном «Тирехтяхе» были не в счет.
В этом году в «Янолово» разработали, казалось бы, простую, но от того удивительно эффективную транспортную схему и сумели довезти концентрат до Новосибирска за месяц с небольшим.
Как пояснил заместитель директора Александр Ларионов, сначала на купленном специально под это дело большегрузном военном снегоболотоходе Витязь-ТМ30 концентрат вывезли до дороги Депутатский – Усть-Куйга, где произошла первая перевалка на грузовики. Они довезли груз до Куйги. Там его погрузили на идущие до Нижнеянского морского порта речные суда. Уже оттуда концентрат пошел судами «река-море» плавания до Нижнего Бестяха, где и произошла финальная, уже четвертая по счету перевалка на грузовики до Новосибирска.
Спросите, а в чем здесь экономический эффект? Да в том, что на каждом этапе был задействован транспорт, который охотно, а главное дешево, буквально за бензин или солярку, берет попутный груз. Грузовики, которые везли уголь из Куйги в Депутатский, возвращались бы на базу порожняком. То же самое с речными сухогрузами и грузовиками, которые везли какой-то товар в Нижний Бестях, а обратно ушли гружеными.
В итоге, повторюсь, порядка 200 тонн концентрата доставлено до аффинажного завода за месяц вместо отведенных в былые времена полутора лет…
Исключение из правил
Думаю, этот столь подробно описанный пример грамотного подхода к решению важной экономической задачи по транспортировке произведенной продукции ярко характеризует то, как возрождается оловодобывающая отрасль республики в целом. Здесь все просчитано до мелочей, а главное, обходятся без сторонней помощи.
А еще принято считать, что государство не может быть эффективным собственником. Как видим, данный пример удачной работы государства в очень специфичной и непростой горнодобывающей промышленности доказывает обратное. Ведь именно государство, в лице собственника – АО «РИК Плюс», сумело реализовать этот настоящий оловянный ренессанс.
______________________________
Справка
Восстановление оловодобычи в России в целом и в Якутии, в частности, является одной из важнейших задач в социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Арктики, решение которой позволит обеспечить российских потребителей отечественной оловопродукцией, тем самым минимизировать импорт олова и в конечном результате полностью осуществить импортозамещение.
Федор ГРИГОРЬЕВ
Источник: mining-media.ru
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: