«Наши люди»: Кинопроверщица-реставратор Екатерина Салашина

Екатерина Никитична посвятила 52 года спасению уникальных кинопленок
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Екатерине Салашиной — 72 года. Вот уже на протяжении 52 лет она трудится кинопроверщицей-реставратором в центре аудиовизуального наследия. В рамках проекта «Наши люди» женщина рассказала о своей необычной и редкой профессии, спасении пленок и любви к делу, которым занимаешься.

Как поцарапаться об индийский фильм

Почти 60 лет назад юной Кате пришлось бросить учебу – ее мама вышла замуж за мужчину с пятью детьми. А в семье Екатерины, включая ее, было еще двое детей. Пришлось переезжать в город и искать работу, чтобы прокормить близких. Сначала усердная девушка работала почтальоном, бегала по всему городу и разносила письма. Спустя некоторое время, в 1970 году, она, наконец, нашла работу по душе – поступила в кинопрокат и стала изучать мастерство кинопроверщицы. Тогда в кинопрокате работало много людей – 17 человек. Ей было интересно – что же из себя представляет эта деятельность?

Екатерину учили работать с пленкой три месяца. Процесс трудоемкий, даже опасный. Тогда склеивали кадры не с помощью скотча, как сейчас, а ацетоном, и перед склейкой чистили кадр лезвием. Дело кропотливое и сложное. Поэтому склейки получались крепкими, их было трудно порвать.

На первых порах у неопытной Екатерины не получалось. Пленка предательски рвалась, а руки были исцарапаны. Такой опыт ей совсем не понравился, но она решила не сдаваться.

Не помню, о какой именно фильм я тогда поцарапалась, но это был точно индийский

Екатерина Никитична вспоминает, что индийские фильмы в 70-е были наиболее ходовыми и популярными. Вся Якутия переживала за судьбы героев и днем, и ночью, поэтому пленки оказывались самыми изношенными и рваными.

В те времена активно показывали кино на пленке – всего по республике функционировало 38 пунктов, где крутили фильмы. Поэтому её работа была востребованная и тяжелая, текучка большая, постоянно приходилось выполнять планы.

От труда кинопроверщика зависело, как пройдет сеанс в кинотеатре. Если пленка порвется – это позор, ведь люди ждут качественного фильма. Поэтому работники кинопроката переживали за дело и всегда старались. Как вспоминает сейчас Екатерина Никитична, в день она ремонтировала по 10 фильмов. Героиня уверена, что сейчас бы не смогла проверить столько пленок.

Новая работа захватила Екатерину, и она даже забыла, что это сложно – пока корпела над пленкой, украдкой глядела в лица героев, читала титры – как будто узнавала секрет фильма. Тогда для нее эта сторона мира кино была захватывающей.

Спасительница уникальных кадров

Екатерина Никитична проработала так до пенсии и ушла на заслуженный отдых. Однако долг чинить пленки не оставил ее – коллеги позвали в центр аудиовизуального наследия, где она сейчас и работает. Через ее руки проходят все кадры, которые поступают в центр. Только после тщательной проверки кинокартина доходит до рук экспертов – они оценивают, имеет ли фильм историческое значение.

В центр поступают разные фильмы. Кадры, на которых запечатлены известные исторические деятели Якутии, зарисовки природы Ленских столбов, тающие ледники и многое другое, несут в себе культурную ценность для республики и окажутся полезны для будущего поколения. Такие пленки бережно хранятся в фонде.

Однако каждые два-три года картины проверяются. Как рассказывает Екатерина Никитична, здание фонда старое и не соответствует кинохранилищу – дом забит грибками, которые съедают драгоценные кадры. Поэтому героиня боится, что ее кропотливая работа в любой миг может исчезнуть. Поэтому главная мечта – чтобы родное кинохранилище обзавелось современным и безопасным зданием.

Эти кадры могли пойти в утиль. А мы их проверяем, подклеиваем. Так фильм приобретает новую жизнь

По словам опытного мастера, количество времени на проверку зависит от качества фильма. Если пленка рваная и ее можно спасти, то на ремонт уходит от двух до трех дней. А если качество высокое, то лента проверяется за три-четыре минуты.

Сколько же картин проверила героиня нашего выпуска, не сосчитать. По ее словам, если сложить длину всех пленок, то получится обогнуть нашу планету несколько раз. Ведь один фильм — это около 3 тысяч метров пленки. Даже представить сложно!

Главное – любить работу

Екатерина Никитична избрала путь кинопроверщицы, когда ей было всего 19 лет, и с тех пор, как шутит героиня, она сидит, приклеенная к пленкам. Её главный секрет – это преданность и любовь к работе.

Для нее каждый фильм — особенный, каждый кадр – ценность. Это Екатерина Никитична поняла после знакомства с выдающимся кинооператором Николаем Сантаевым, который очень берег свои фильмы и принес пленки на проверку. Наша героиня в то время, как ее учили, вырезала и выкидывала плохие кадры, а склеивала целые. Тогда Сантаев ей строго сказал: «Вы что сделали? Нельзя ни капли пленки выкидывать, надо все ремонтировать!».

Екатерина Никитична выучила этот урок на всю жизнь — с тех пор относится к пленке бережно и старается реанимировать даже самые испорченные кадры.

Такую работу надо любить, иначе никак. Поэтому остаются только те, кто предан профессии, а остальные не задерживаются

Сейчас данная профессия стала очень редкой, потому что фильмы перешли на цифру. В Якутске, помимо Екатерины Никитичны, есть еще одна опытная кинопроверщица – Федора Горохова, которая трудится в Сахафильме. Кроме того, с 2008 года наша героиня готовит себе на замену ученицу.

Работа кинопроверщицы кропотливая и незаметная. Но Екатерина Никитична любит свое дело и гордится им, ведь оно дает возможность приносить людям радость и утерянные воспоминания, а еще наполняет энергией. Поэтому, несмотря на годы, наша героиня остается сильной, жизнерадостной и бодрой.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
21 декабря 21.12
  • -40°
  • $ 102,34
  • 106,54

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: