Чаще всего в Якутии жертвами мошенников, которые «разводят» людей по телефону или через интернет, становятся не пенсионеры, а люди среднего возраста. Это подчеркивает заместитель начальника отдела по противодействию преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, подполковник полиции Алексей Мударисов.
«На основе анализа преступлений наиболее подверженными дистанционным хищениям являются лица в возрасте от 30 до 45 лет – их количество составляет 43,5%. От 60 лет и старше – 14%. Молодежь от 18 до 24 лет попадается в руки мошенников в 12,9%. А граждане чуть старше – в возрасте от 25 до 29 лет – составляют 10,8% от числа пострадавших», – приводит официальные данные Алексей Мударисов.
Схемы подобных преступлений постоянно меняются, мошенники придумывают новые способы обмана. Но, если посмотреть цифры, ситуация, пусть немного, но улучшается – за период с января по июнь 2022 года зарегистрировано 1135 таких преступлений, а за аналогичный период в 2021 году – 1212.
Какие схемы используются
Такое положение дел, объясняет подполковник, неудивительно: люди среднего возраста наиболее привлекательны для мошенников. Как правило, у них больше всего денег. Немаловажно и то, что мужчины и женщины этого возраста идут в ногу со временем – все технически подкованы, есть и телефоны, и компьютеры, и другая техника.
Речь здесь идет не только о случаях, когда людям звонят по телефону и предлагают «спасение» от взлома или выгодные инвестиции. Нередки случаи, когда человек теряет средства при попытке заказать что-то в интернете Сейчас много так называемых «фишинговых» сайтов, которые полностью повторяют популярные ресурсы. Как правило, это онлайн-магазины, доставка еды и так далее – те сервисы, где человек вводит данные своей карты, а после сам же подтверждает операцию, введя цифровой пароль.
Люди в возрасте чаще всего попадаются на схему с якобы попавшими в беду родными или ведутся на звонок с предостережением об оформленном на их имя кредите. «Сотрудники банков» выкачивают деньги со счетов не только возрастных якутян – совсем молодые люди тоже верят в эту уловку.
О новых схемах обмана
Мошенники – люди, идущие в ногу со временем. Когда жители страны после начала спецоперации бросились скупать технику, аферисты начали массово создавать клоны сайтов по продаже техники. Обратили они внимание и на тему инвестиций: мошенники пугали нестабильностью.
Интересно, что первое время после февральских событий мошенников было сравнительно меньше, подчеркивает подполковник Алексей Мударисов.
«Мы подозреваем, что все такие call-центры находятся за пределами РФ. Сейчас они снова активизировались: обзвон идет каждый день, это делают одни и те же люди. МВД ведет сильную информационную работу, но проблема в том, что многие люди думают, что не попадутся на уловки. Однако такие люди рано или поздно становятся жертвами мошенников, ведь они не обращают внимание на профилактические меры», – говорит Алексей Мударисов.
Что делать?
У операторов связи есть возможность заблокировать нежелательные звонки. Тех, кто пользоваться платными услугами не хочет, МВД призывает помнить: если вам представляются сотрудниками банков, Пенсионного фонда и других подобных организаций, завершите разговор и перезвоните по номеру горячей линии сами. Если есть опасения, что денежные средства могут пострадать, лучше сразу связаться с банком и заблокировать деньги на счету.
Данные банковских карт желательно вообще не вводить нигде в интернете. По возможности совершайте денежные сделки только лично при встрече.
Жертвам мошенников нужно сразу написать заявление в полицию. Несмотря на то что часть мошенников находятся за пределами России, есть шанс, что удастся разрешить проблему.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: