Кучу Туйаара: Чай учит людей человеколюбию

Якутский чай на основе кипрея - это здоровое питание и традиции
15:30, 29 июня 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Чай кучу осеннего сбора имеет мягкий вкус, приятный аромат”, – пригласила к столу первый чаевед в Якутии Туйаара Григорьева-Кучу автора медиапроекта “Из города в село: Фермер” Полину Николаеву. Встреча прошла в усадьбе Атласовых в балагане “Айар кут”. Туйаара Григорьева-Кучу с 2010 года занимается дикоросом.

В республике стали много говорить о сборе, заготовке и переработке дикоросов как новой отрасли экспорта Якутии. В стратегии о развитии сельского хозяйства появилась отдельная строка “до 2024 года в 44 раза увеличится сбор дикорастущих трав и ягод. Если в 2018 году – собрано 180 тонн, то в 2024 году по плану должно быть 8000 тонн”.

— Создаем свои травяные чаи в основном из трех компонентов. Базой служит кучу (кипрей узколистный) осеннего экосбора. Самый лучший травяной чай то, что пригoтовлен из растений, собранных руками. Вода для чая должна быть чистой и без постороннего запаха. Рекомендуется талая, живая вода. Идеальная стадия закипающей воды для заваривания – “белый ключ”. При повторном кипячении вода теряет весь кислород. Чай кучу надо положить в фаянсовый чайник, ополоснуть листья и сразу слить. Залить кипятком и настоять 10-15 минут. Вместо чайника можно использовать термос, напиток получится более насыщенным и ароматным, — показывает процесс заваривания чая Туйаара Кучу.

Один из авторских рецептов травяных чаев Туйаары Кучу

Боҕуруоскай оттоох кучу чэй «Хотугу сибэкки» — чай из листьев кипрeя и чабреца нормализует обмен веществ, обладает антисептическим спазмолитическим действием, очищает кровь и почки, нормализует микрофлору кишечника, восстанавливает жизненные силы организма, улучшает самочувствие. Щепотка измельченной травы придает напитку чудесный изысканный аромат и вкус.

100% натуральный продукт.

Состав: кипрей узколистный, листья чабреца.

Масса нетто: 50гр.

Изготовлено по ТУ 9198001-38693282-2013

Срок годности 2 года.

Условия хранения: Хранить в сухом месте.

Якутский чай в истории республики: медленно, но верно

Моя мать Христина Николаевна Николаева, потомственная целительница-травница, народная мастерица, являясь пассионарием своего времени, еще тогда предвидела мое будушее и привила любовь к живой природе, научила общаться с духами-иччи растений. Она, как истинная северянка родом из села Баахынай Жиганского улуса, с малых лет каждое лето брала меня с собой по ягоды, показывала лекарственные травы, которые я собирала по ее наставлению и сушила на чердаке. До сих пор соотечественники вспоминают мамин очень вкусный густой чай с молоком. Поэтому сейчас с уверенностью могу сказать, что познание окружающего мира черпалось из бездонных источников мудрости отца С.Я. Яковлева – Ырыа Ыстапаан и матери. Благодарна им за то, что показали мне путь”, — рассказывает Туйаара Григорьева.

В 2010 году запустили проект “Кучу чэй – саха саргыта” с использованием кипрея узколистного в чаепитии народа саха. В рамках данной работы была изучена разработка методики технологического процесса изготовления чая на основе кипрея узколистного (кучу). Был создан первый в республике чайный клуб “Саха чэйэ”. Начались культурно-просветительские мероприятия. В улусах в команду Туйаары Степановны вступили энтузиасты – любители здорового питания. Подключились образовательные учреждения: летние лагеря, мастер-классы, семинары, лекции. Дети начали сами изучать лекарственные травы, участвовать в научных конференциях, заниматься бизнесом. Так, в истории Якутии уверенными шагами вступило производство якутского чая кучу осеннего экосбора.

Ежедневное употребление чайных напитков на основе кучу осеннего экосбора (кипрея узколистного) — идеальное средство для борьбы с последствиями стресса и профилактика инсультов, инфарктов и алкогольной зависимости. И с практической точки зрения оно призвано способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания личности в целом, формированию нового пласта в современной национальной культуре народа саха, оздоровлению нации, содействовать решению экономических задач, не нарушая природный баланс”, — делится с задачами своего исследования Туйаара Степановна.

По словам чаеведа, исследователи отмечали склонность якутов к потреблению большого количества чая, жиров. Истоки этих привычек — простые и универсальные. Будучи оседлыми, якуты все свои хозяйственные повседневные работы вынуждены были выполнять в значительном отдалении от дома: в лесу, охотничьих и рыболовных угодьях, поле. Поэтому они имели привычку с утра, перед выездом на работу, очень плотно есть и пить много горячего чая, впрок на целый день, затем до позднего вечера трудились на сильном морозе, не имея времени и возможности для приготовления горячей пищи. Поэтому почитание еды вошло в национальные корни, а чай постепенно занял свое место в культуре питания народа саха.

— Можно ссказать, что каждый саха пьет чай, притом горячий. Значит, есть спрос. Если есть спрос, то сбор травяных листьев и производство чая может ли стать крупным бизнесом?

— Вопрос интересный, но для меня важнее другое: здоровье родной природы. Экологическая ситуация вызывает необходимость оценивать последствия любой деятельности, связанной вмешательством в природную среду. Как говорили древнегреческие мудрецы: «Во всем знай меру». Актуальное значение имеет обучение подрастающего поколения рачительности, бережному отношению к ресурсам природы. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, отмечал Махатма Ганди, но он слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. 

Если каждая семья Якутии будет собирать кучу (кипрей) по традициям предков осенью, после первых заморозков для оздоровления всей семьи, то дети научаться беречь свои родные места. Вместе с тем, дети научаться умению созерцать красоту и соблюдать целостность растительного мира, способствуя сохранению экосистемы планеты. Нельзя также игнорировать основной постулат якутской этнопедагогики — «соблюдай закономерности развития природы и культурные традиции человечества». Всегда нужно помнить, что при нарушении этого постулата наступает сэт и кэп — наказание и расплата за содеянное зло. Чтобы не пришлось потом сожалеть о невозвратной красоте планеты, которую не купить ни за какие деньги. Поэтому я считаю, что в промышленных масштабах как бизнес производить кучу не надо. Мой ответ будет таков. Пусть это направление останется как семейная традиция, и если надо, только как семейная экономика.

Туйаара Степановна Григорьева-Туйаара Кучу — общественница и просто очень позитивный, любящий свою родину человек. Она родом из Сунтарского улуса. Очень искренне рассказывает о природе Аллаги и Жиганска, Оймяконья, экологии Якутии и о философии жизни.

Она — пионер, обратившая внимание на чайную церемонию саха. Туйаара закончила отделение культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, успешно защитила магистерскую диссертацию на тему «Чай кучу в культуре народа саха», на ее основе издала в прошлом году книгу с одноименным названием. С супругом Александром Васильевичем Григорьевым-Саалтааны активно пропагандирует экологию, философию здорового питания. Их мечта – создать «Якутский Чайный Дом».


Автор проекта: Полина Николаева

Видеомонтаж: Максим Бурцев

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 марта 29.03
  • -10°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: