Когда кто-то говорит «балет», чаще всего первые образы, которые приходят в голову, – пачки и пуанты. В течение многих лет общество позиционировало балет как занятие, которое является женским. Ивану Одинцову всего 17 лет, но он уже является отличником культуры Якутии, обладателем гранта Целевого фонда будущих поколений республики, а также абсолютным победителем IV Международного фестиваля-конкурса имени Рудольфа Нуреева. В интервью ЯСИА он рассказал о том, почему балет – это не только про нежность и грацию, но и про огромную работу над собой, тотальный контроль над телом и мужество.
— Иван, для многих твоя деятельность ассоциируется с женственной нежностью и грацией, а что для тебя значит балет?
– Для меня это работа над собой. Это дело, которым я занимаюсь и хочу заниматься в будущем. Балет – это способ выражения себя через тело. Это возможность представить, что персонаж, которого ты играешь – это и есть ты. Балет – мужская профессия, как минимум, потому, что ее придумал и развивал мужчина. У мужчин есть множество ролей – от принца до Спартака, так что не думаю, что это признак женственности. Есть классика мирового балета. Там да, представители мужского пола более мягкие, просто потому что показывается та эпоха, а если взять «Спартак» – там тебе и гладиаторы, и легионеры. Не думаю, что это про женственность. Также поддержки, которые делает артист балета, не под силу сделать сразу обычному мужчине. И миф, что балерины как перышко – это смешно. Балерины – прежде всего люди, и это нереально, чтобы девушка весила 20 кг. Да, есть, конечно, ограничения, но все же не до такого абсурда.
–Что для тебя есть мужество?
–Для меня мужество – это ответственность, зрелость, смелость и осознанность.
– Но все же в последнее время концепт маскулинности значительно поменялся. Как ты считаешь, макияж, яркие наряды для выступлений дали свободу в самовыражении в повседневной жизни?
– Занимаясь балетом, я стал более воспитанным, выносливым, смелым и стал быстрее переключаться из одного дела в другое. Думаю, я стал более свободным в этом плане, но что касается самовыражения, тут сложно сказать: было это с детства или это дала сцена, но все же думаю — второе. Да, я был очень стеснительным в детстве и, поступив в балетную школу, по-новому раскрыл себя.
– Хореографическое искусство, тем более — балет, требует многолетней подготовки и навыков. Расскажи, как ты попал в эту сферу?
– Я хотел перейти в другую школу, а тут как раз был добор в балетную школу. Я пришел на просмотр, но тогда меня не взяли — данных было мало. А когда наступило лето, я поехал в лагерь, куда приехали педагоги добирать детей. И вот тогда уже меня взяли в балетную школу.
– Многим, наверное, интересно, из чего же состоит расписание артистов балета. Расскажи про свои будни и то, как выглядит твой идеальный выходной.
– С утра классический танец, потом идут репетиции, после репетиций либо общеобразовательные уроки, либо междисциплинарные. Затем еще две репетиции и иногда примерка костюмов. Мой идеальный выходной – это проснуться в 12 дня, вкусно покушать, прогуляться, провести время с друзьями и родными.
– Остается ли время на что-то другое, помимо репетиций и учебы?
– Да, в свободное время я читаю книги про бизнес, на таро иногда гадаю, смотрю фигурное катание и просто отдыхаю.
– Ты много участвуешь в конкурсах и уже есть впечатляющие достижения. Что значат для тебя конкурсы?
– Конкурсы для меня – это место, где я могу показать, что могу сделать и доказать, что достоин танцевать. Спектакль — как марафон: там все намного дольше и даже, если где-то будет ошибка, то зритель не всегда это поймет. А выступление на конкурсе – это как спринт, надо за короткое время показать все, что ты можешь, и ошибка может уже стоить многого.
– Часто волнуешься во время выступлений, тем более, во время конкурсов? И как ты справляешь с этим?
— Волнение – это нормальное явление, и оно, как-никак, помогает собраться. Обычно я стараюсь отвлечься, поддержать кого-то, посмотреть на других, а уже когда мой выход, я забываю про волнение и тут уже думаю о выступлении.
– Что самое сложное в профессии артиста балета?
– Наверное, однотипная работа. Когда каждый день ты делаешь одно и то же. Также отмечу сложный график: сегодня ты можешь закончить в десять вечера, а завтра в два дня — все зависит от твоего репертуара. Не каждый готов к такой постоянной нагрузке.
– Кого из артистов балета ты назвал бы своей ролевой моделью?
– Я думаю — старое поколение. Не могу сказать про кого-то конкретно, потому что артисты того поколения для меня все являются примером. В них была та статность, та сила, которые сейчас есть не у всех, и стоит отметить очень сильную технику и при этом отличную подачу образа… А сейчас у артистов есть тенденция – либо первое, либо второе.
– А есть у тебя партия мечты, которую ты бы хотел исполнить в будущем?
– Я бы очень хотел исполнить партии Альберта из балета «Жизель», Краса из балета «Спартак», Меркуцио из балета «Ромео и Джульетта», Базиля из балета «Дон Кихот» и Графа Вишенку из балета «Чиполлино», а так, конечно, хочу станцевать весь репертуар.
Текст: Саина Титова
Фото предоставлено героем публикации
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: