Госавтоинспекция: служба в годы войны

Эти люди не ходили дорогами войны, не получали ранения, но они тоже ковали Победу ратным трудом
18:00, 02 мая 2020
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Эти люди не ходили дорогами войны, не получали ранения, но они тоже ковали Победу ратным трудом, получали «похоронки», терпели лишения и голод и были готовы отдать всё ради одной общей цели – ради такой долгожданной, желанной, выстраданной, вымоленной ПОБЕДЫ! Сегодня наш рассказ о тех, кто в годы войны в далеком тылу нес службу в рядах Госавтоинспекции, передает ЯСИА со ссылкой на газету «Якутия».


К 1940 году автопарк Якутии насчитывал около 1500 автомобилей.

В декабре 1941 года Госавтоинспекцию Якутии возглавил Яков Максимович Казьмин. Он родился в 1911 году в городе Шахты Ростовской области, окончил в Ростове-на-Дону автодорожный техникум. В 1937 году по разнарядке НКВД СССР его направили для работы в Госавтоинспекцию Якутии.

Сначала Яков Максимович прибыл в Алданский район, где он проработал вплоть до начала войны. Став руководителем Госавтоинспекции Якутии в самое тяжелое для страны время Казьмин возглавлял эту службу до 1959 года.

В годы Великой Отечественной войны Госавтоинспекция выполняла не только задачи по обеспечению безопасности дорожного движения, но и вместе со всей страной помогала фронту.

Несмотря на то, что Якутия находилась далеко от военных действий, здесь все было подчинено одному – всё для фронта, всё для Победы! В этот период проводилась мобилизация транспорта на фронт, необходимо было организовывать беспрепятственную доставку грузов, продовольствия для армии. Рабочий день инспекторов начинался в 8 часов утра и часто затягивался до полуночи.

В Алданском районе с начала войны вплоть до 1964 года руководил Госавтоинспекцией Алексей Степанович Дударев. В отличие от Казьмина Алексей Дударев был из крестьян, и, окончив ФЗУ и курсы водителей, сначала работал шофером в тресте «Якутзолото». В 1938 году пришел на службу в милицию – тоже на должность шофера, а в 1939 году был назначен на должность госавтоинспектора, впоследствии став начальником ГАИ района.

На смену мужчинам

В годы войны квалифицированные водители стали дефицитом. Что не удивительно, ведь значительная часть мужского населения ушла на фронт. К тому же существовала проблема с подготовкой новых специалистов: учить их было некому, организаций, занимавшихся подготовкой водительских кадров, было мало. По приблизительным подсчетам, в годы войны в Якутии насчитывалось около 1800 водителей, что, конечно, не обеспечивало всех потребностей республики.

Значительно в годы войны пополнили ряды Госавтоинспекции женщины, пришедшие на смену мужчинам, призванным на фронт. Поистине легендарными стали многие советские женщины-регулировщицы. Среди женщин-сотрудниц ГАИ Якутии тех лет – Екатерина Константиновна Бубнова, которая долгие годы проработала на приеме экзаменов. Придя в 1944 году на службу в квалификационную комиссию ГАИ УМ МГБ ЯАССР, она прослужила в Госавтоинспекции до 1978 года.

И в Якутии, в глубоком тылу, от сотрудников ГАИ требовались отвага, мужество и выдержка, напряжение физических и душевных сил – во имя Победы, во имя светлого и мирного будущего.

Они вернулись с фронта

Отгремели победные залпы салютов. Тысячи сотрудников вернулись на прежние места службы по всей стране. Но еще больше пришло в нее отвоевавших солдат – сильных, решительных, непримиримых ко злу и преступности, которые составили костяк многих подразделений Госавтоинспекции. Не стала исключением и Якутия. Вот лишь краткий список тех, кто, пройдя через горнило войны, после посвятил свою жизнь безопасности на дорогах.

Мамруков Георгий Яковлевич

Родился в 1920 году. В марте 1942 г. был призван в армию. Служил в 209-й стрелковой дивизии, в 1943-м закончил артиллерийское училище. С сентября 44-го – замкомандира батареи 57 мм пушек 336 стрелкового полка 3-й Армии 1-го Белорусского фронта, участвовал во взятии Кенигсберга, Берлина. Демобилизовался в июне 46-го. С 1947 по 1975 гг. служил в Госавтоинспекции.

Грузин Владимир Николаевич

Родился в 1927 году, в 14-летнем возрасте окончив курсы водителей, работал на «полуторке» – возил дрова в посёлок Якокут на электростанцию, которая давала энергию городу Алдану. В год окончания войны Владимиру исполнилось 18 лет и по «комсомольской путевке» он был направлен на работу в милицию. До 1980 года прослужил в Госавтоинспекции.

Иванов Иван Егорович

Родился в 1924 году. Служил снайпером на Дальнем Востоке с 1942 по 1947 гг. Поступил на службу в ОВД ЯАССР в 1948 году, прослужил в ГАИ до 1975 года.

Стручков Илья Сергеевич

С мая 1942 года служил в 19 гвардейской бригаде 1 Украинского фронта. В 1943 году принимал участие в боях по освобождению городов Орел, Курск, Белгород и Харьков, с января 1945 года – на 1 Белорусском фронте. Принимал участие в штурме имперской канцелярии. В 1945-1947 гг. служил в оккупационных войсках на территории Германии в городах Шверин и Шпандау.

Мордовской Петр Алексеевич

Родился в 1926 году. Был призван в ряды Советской Армии в июле 1944 года. Принимал участие в войне с Японией в составе 55-го стрелкового полка, был пулеметчиком, освобождал Маньчжурию.

Смолин Александр Иванович

Родился в 1912 году. В ноябре 1941 года ушел на фронт, был разведчиком Первого Украинского фронта под командованием маршала Советского Союза Конева. Принимал участие в боях на реке Дон и Днепр, на Курской дуге, в освобождении Украины: городов Житомир, Ровно, Тернополь, Черновцы и других. Воевал в Южной Польше, участвовал в освобождении ее столицы – города Кракова, дошел до Берлина.

Автор Елена Гуляева.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
26 апреля 26.04
  • -4°
  • $ 92,13
  • 98,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: