Дорога на Нижний Бестях: Как первый пассажирский поезд АЯМа шел до новой станции

Репортаж из плацкартного вагона
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Железная дорога, которая строилась больше 30 лет, наконец дошла до Нижнего Бестяха. Как прошла первая поездка, каково быть машинистом и проводником вагона и почему ездить на поезде не только выгодно, но и комфортно, выяснил корреспондент ЯСИА.


Поездку на поезде всегда представляешь, как в кино — размеренный стук колес, металлические ажурные подстаканники, оберегающие пальцы от жара крепкого черного чая, бесконечные разговоры обо всем и ни о чем с попутчиками. Так ли далека реальность от этого представления, мы расскажем в следующем материале.

Отправление по участку “Алдан — Нижний Бестях” 26 июля стало историческим по всем показателям. Мало того, что нам посчастливилось отправиться от Алдана на поезде вместе с первыми пассажирами — а это сродни первому в жизни рейсу на самолете, но и сам железнодорожный состав значительно обновился. Чего стоит только один вагон-ресторан, который совершил свой первый рейс по Якутии.

В 12 вагонах первого пассажирского поезда до Нижнего Бестяха было около 140 человек: ветераны-строители БАМа и АЯМа, общественники и журналисты, а также четыре машиниста и 20 проводников. Запуск пассажирского движения отметили торжественным митингом в Алдане, после чего поезд отправился в путь.

Кто привел первый пассажирский поезд в Нижний Бестях?

Перед отправлением мы успели пообщаться с машинистами, которым предстояло вести поезд по конечному участку АЯМа. Первая локомотивная бригада состояла из молодых машинистов Руслана Черниговского и его помощника Олимджона Бобоева.

Черниговский, кстати, выигрывал звание “Лучшего машиниста маневрового тепловоза” в 2016 году в Москве. А теперь его имя и имена его коллег будут увековечены в истории республики. “Нашу работу можно сравнить с пилотами, единственная разница в том, что мы не летаем. Медкомиссии, часы откатки, даже то же самое чувство управления многотонной техникой”, — рассказал машинист.

Непрерывная езда для бригады пассажирского поезда составляет семь часов, а рабочая смена — 12 часов. Черниговский со своим коллегой вез нас до шести утра, пробыв за штурвалом около 11 часов, после чего на короткой остановке в Кюргеляхе, пока все в вагонах спали, на смену заступили Юрий Пыльцын и его помощник Андрей Москвитин, для которых поездка была таким же волнительным событием, как и для пассажиров.

Машинистом работаю аж с 1992 года, но в Якутии — с 2007 года. Учет рейсов вести сложно, каждый месяц их бывает по 15-20, но этот рейс, конечно, особенный. Республика долго ждала этого дня — открытия пассажирского движения. Это волнительно и для меня, и для всех окружающих”, —  признался Пыльцын.

Отпустив локомотивные бригады готовиться к отправлению, мы наконец-то пошли с вещами “заселяться” — на перроне пассажиров уже встречали проводницы в нарядной форме “Железных дорог Якутии” — красные беретки, голубые пиджаки с бисерными вставками и якутской вышивкой, начищенные туфли и добрая улыбка.

Проводник — лицо и сердце железной дороги

Обычно на каждый рейс отправляется 15-17 проводников, по двое на каждый вагон. До Нижнего Бестяха в “особый” рейс поехали 20 проводников, по паре на каждый жилой вагон.

Проводник отрабатывает смену в 7-8 часов, которая начинается с приема локомотивного состава и заканчивается далеко не после выхода последнего пассажира, а только после уборки и сдачи вагонов следующей смене. Проводники соблюдают строгие правила поведения в поезде и следует алгоритму действий, в первую очередь думая об удобстве и безопасности поездки для пассажиров.

Для нас важно, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно в поездке. Наша работа очень тяжелая даже физически: нам приходится перетаскивать вещи, постельное белье, ведра с водой, чтобы помыть вагон, кипяток, пледы для гостей. Мы в буквальном смысле постоянно в движении. Мы должны соблюдать порядок, тепло и уют в своем вагоне”, — поделилась с ЯСИА проводница Анастасия Дутова, за чьими хрупкими плечами уже пять лет работы в поезде.

Несмотря на то, что обслуживание вагонов, какими бы новыми и “навороченными” они ни были, дело не из легких, как призналась Анастасия, на работу она не жалуется и говорит, что любит ее за все ее трудности и приятные моменты, а особенно за истории, которыми делятся с ней пассажиры.

У меня вообще-то экономическое образование, но проработав в банке несколько лет, я поняла, что это не мое. А здесь, на железной дороге, я чувствую, что нашла свое дело. Общение с пассажирами, пожалуй, самое интересное в нашей работе. Постоянно узнаешь что-то новое, случаются и хорошие, и плохие, и смешные истории. А еще здесь спокойно и привычно. В первый рабочий день я чувствовала себя ужасно, боялась допустить ошибку и вообще самостоятельно работать, но с опытом волнения ушли, так что теперь я просто наслаждаюсь работой и обучаю других новичков”, — рассказала проводница.

В новинку даже вагоны

К счастью, яиц-копченых-куриц-рыбы никто не повез, и все ожидали первой трапезы в вагоне-ресторане.

Для кухни сегодня первый рабочий день, так что все немного волнуются”, — сказали нам в ресторане. Как только локомотив тронулся со станции Алдан в 19.20 вечера, сразу после торжественного митинга, пассажиры начали спрашивать про ужин. Его немного задержали из-за отключенного котла, но через несколько минут блюда уже были разогреты и поданы на стол.

А пока ресторан готовился к приему почетных гостей, нас отвлекли заселением в новый вагон-плацкарт. Отвлекать было чем: новенький плацкарт оборудован автоматическими дверьми, которые открываются по “зову” кнопки без шума и хлопка, как у обычных дверей между вагонами. А еще здесь целых два биотуалета, а это значит, что по нужде можно будет сходить даже во время остановки, да и очередь в две кабинки будет куда меньше.

И еще один огромный плюс для тех, кто зависим от смартфонов и ноутбуков, — больше не придется занимать очередь за единственной розеткой на весь вагон, ведь у всех нижних и боковых коек есть своя розетка, а у верхних — USB-проход.

Для тех, кто помнит старые привычные вагоны, этот покажется просто верхом технологической эволюции. Кстати внешне эти вагоны отличаются только раскраской, они серого цвета с красными буквами “РЖД”.

Как рассказали проводницы, пока что таких вагонов всего два — 2018 и 2019 года выпуска: один ближе к голове, и другой (в котором были мы) в хвосте. “Железные дороги Якутии” будут постепенно закупать их и менять весь состав на новые вагоны.

Купейные вагоны остались прежними: все те же четыре койки, постельное белье для каждого гостя, сетчатые полки, индивидуальные светильники и шторки на окнах. В купе хорошо жить компанией или семьей, когда можно закрыть дверь и устроить собственное чаепитие. С нами по дороге даже были те, кто повез с собой гитару и пели песни со всем вагоном. Хотя стоит подумать о том, что розетки тут только в проходе, и за них либо борешься либо везешь с собой портативный зарядник.

После того, как всех почетных пассажиров разместили по их билетам, ресторан позвал на ужин. Так как максимум он мог вместить не больше 30 человек, а до Бестяха ехало около 140, то гостей запускали «волнами». На двери весит старая табличка «Вильнус-Москва». Проводники объяснили, что сам вагон большую часть своей «жизни» проездил в других краях, а в Якутию приехал доживать последние два года, после чего будет заменен на новый.

На столах скатерти и вазы со свежими ромашками — сразу представляешь, как проводники наверняка сами собирали их на одной из станций. Официантки подлетают с блюдами, не успеваешь ты сесть за стол. У входа в вагон следят за тем, сколько людей заходят и выходят, чтобы давать заказы на кухню, да и пустую посуду сразу же забирают. В общем, непонятно, почему так волновались из-за нового ресторана — все четко, быстро, а главное — горячо и вкусно.

А уже после ужина нас с распростертыми объятиями встретила приятная прохлада плацкарта. Нам включили кондиционер. Это не опечатка. В новом вагоне правда есть кондиционер, так что все уснули «без задних ног».

Ночью и ранним утром поезд останавливался еще несколько раз, не считая длительной остановки в Томмоте на митинг и в Амге на сложной развилке, а уже к обеду 27 июля поезд наконец-то достиг конечной станции Нижний Бестях, где нас встретили с радостными криками и аплодисментами — первые пассажиры прибыли!

Историческое событие отметили митингом с участием всех ветеранов и почетных гостей, и праздничный концерт для всех, кто приехал на станцию Нижний Бестях, продолжался до самого вечера.

Мультимодально и комфортно: ЯСИА проехалось первым поездом из Нижнего Бестяха до Нерюнгри

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
16 декабря 16.12
  • -30°
  • $ 103,43
  • 109,01

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: