Дорога “Кобяй”: История многолетнего строительства

Поделиться новостью:

Строительство дороги от Якутска до села Кобяй началось в 1996 году, хотя вопрос о строительстве транспортного сообщения ставили еще в начале 90-х. Спустя почти 30 лет завершено строительство круглогодичной региональной дороги “Кобяй”, которая связывает Кобяйский и Горный улусы и обеспечивает выходом на федеральную трассу “Вилюй”. ЯСИА рассказывает, как строилась дорога и почему она так важна для жителей. 

Сутки в пути

Вопрос передвижения наземным транспортом всегда был основным для Кобяйского улуса. Несмотря на расположение в центральной части Якутии, район был отрезан от основных автомобильных дорог. Особо страдали жители села Кобяй — крупного населенного пункта, до которого сравнительно быстро и безопасно можно было добраться только автозимником или воздушным транспортом. 

В летнее время жители части наслегов могли передвигаться на водном транспорте. Между наслегами ездили гусеничные вездеходы, на которых можно было проехать трудные участки дороги. Летом при хорошей погоде путь до города Якутска занимал 14 – 16 часов, но дорога могла затянуться на сутки и более. Проезд стоил от четырех до шести тысяч рублей. В основном транспортное сообщение проходило в зимнее время.  

Кроме этого, важную роль в Кобяйском улусе раньше играла малая авиация. В советское время в селе Сангар имелось 12 самолетов Ан-2, четыре вертолета Ми-8, которые работали только на Кобяйский улус. Однако в 90-е для авиации наступили тяжелые времена, поэтому еще более остро встал вопрос о строительстве дороги.

«В период межсезонья жители старались вообще никуда не ездить. Если взять Кобяйский улус, то это самый центральный район нашей республики. До сегодняшнего дня ни один населенный пункт не был связан транспортным сообщением с административным центром — поселком Сангар и со столицей Якутии”, — рассказал глава Кобяйского улуса Иван Левин

Стройка века 

В 1996 году автомобильную дорогу начали строить с села Кобяй в сторону Якутска. Первые километры на участке от села Кобяй до села Бясь-Кюель были введены в строй еще 1998 году. Протяженность сделанного отрезка составила всего 3 км — фактически, вопрос так и не сдвинулся с места.

Затем в 2011 году было принято решение строить со стороны села Бясь-Кюель Горного улуса в сторону села Кобяй.  Однако по срокам полного завершения объекта тогда не было конкретной информации.

Этапы строительства дороги "Кобяй"

В последние два года строительство в разы ускорилось благодаря поддержке главы Якутии Айсена Николаева. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году было завершено строительство дороги на участке от 95 до 108 километра в Горном улусе, введено 13,12 километра. В 2020 году завершено строительство на двух участках дороги общей протяженностью более 25 километров, а также построен мостовой переход через реку Тюгэнэ, протяженностью 106 погонных метров, который связал Горный и Кобяйский улусы. 

При проектировании учитывались природные условия и  отсутствие качественных инертных материалов на объектах  строительства. В связи с этим  использовались  новые технологии по укреплению насыпи георешетками и биоматами. Помимо этого, впервые в Якутии использованы геотекстильные цементирующие оболочки — бетобоксы.

Значение

Как отметил глава улуса Иван Левин, открытие дороги даст толчок для социально-экономического развития села Кобяй и в целом улуса. Благодаря дороге будет увеличена перевозка пассажиров, снижена стоимость перевозки и продовольственных товаров. С открытием дороги в улусе также ставится вопрос о создании системной работы по заготовке кормов для крупнорогатого скота и лошадей. 

Жители Кобяйского улуса надеются, что новая дорога станет стартом для строительства автомобильного сообщения между другими труднодоступными селами в районе. В дальнейшем власти Якутии планируют начать строительство дорог от села Кобяй до близлежащих сел Аргас, Тыайа и Чагда, а также до села Мукучу. Кроме этого, администрация Кобяйского улуса планирует в следующем году запустить маршрутное такси Якутска — Кобяй — Якутск и снизить цену на перевозки с 2,5 тысяч до 1,5 – 2 тысяч рублей.  

Другие наши материалы:

В Якутии обсудили положительные эффекты централизации управления и обслуживания инженерных коммуникаций объектов

В Якутии обсудили положительные эффекты централизации управления и обслуживания инженерных коммуникаций объектов

Централизация управления, обслуживания и диспетчеризации объектов недвижимости в плане электро- и теплоснабжения приводит к экономии значительных финансовых средств. Об этом...

Дорога “Кобяй”: История многолетнего строительства

Строительство дороги от Якутска до села Кобяй началось в 1996 году, хотя вопрос о строительстве транспортного сообщения ставили еще в начале 90-х. Спустя почти 30 лет завершено строительство круглогодичной региональной дороги “Кобяй”, которая связывает Кобяйский и Горный улусы и обеспечивает выходом на федеральную трассу “Вилюй”. ЯСИА рассказывает, как строилась дорога и почему она так важна для жителей. 

Сутки в пути

Вопрос передвижения наземным транспортом всегда был основным для Кобяйского улуса. Несмотря на расположение в центральной части Якутии, район был отрезан от основных автомобильных дорог. Особо страдали жители села Кобяй — крупного населенного пункта, до которого сравнительно быстро и безопасно можно было добраться только автозимником или воздушным транспортом. 

В летнее время жители части наслегов могли передвигаться на водном транспорте. Между наслегами ездили гусеничные вездеходы, на которых можно было проехать трудные участки дороги. Летом при хорошей погоде путь до города Якутска занимал 14 – 16 часов, но дорога могла затянуться на сутки и более. Проезд стоил от четырех до шести тысяч рублей. В основном транспортное сообщение проходило в зимнее время.  

Кроме этого, важную роль в Кобяйском улусе раньше играла малая авиация. В советское время в селе Сангар имелось 12 самолетов Ан-2, четыре вертолета Ми-8, которые работали только на Кобяйский улус. Однако в 90-е для авиации наступили тяжелые времена, поэтому еще более остро встал вопрос о строительстве дороги.

«В период межсезонья жители старались вообще никуда не ездить. Если взять Кобяйский улус, то это самый центральный район нашей республики. До сегодняшнего дня ни один населенный пункт не был связан транспортным сообщением с административным центром — поселком Сангар и со столицей Якутии”, — рассказал глава Кобяйского улуса Иван Левин

Стройка века 

В 1996 году автомобильную дорогу начали строить с села Кобяй в сторону Якутска. Первые километры на участке от села Кобяй до села Бясь-Кюель были введены в строй еще 1998 году. Протяженность сделанного отрезка составила всего 3 км — фактически, вопрос так и не сдвинулся с места.

Затем в 2011 году было принято решение строить со стороны села Бясь-Кюель Горного улуса в сторону села Кобяй.  Однако по срокам полного завершения объекта тогда не было конкретной информации.

Этапы строительства дороги "Кобяй"

В последние два года строительство в разы ускорилось благодаря поддержке главы Якутии Айсена Николаева. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в 2019 году было завершено строительство дороги на участке от 95 до 108 километра в Горном улусе, введено 13,12 километра. В 2020 году завершено строительство на двух участках дороги общей протяженностью более 25 километров, а также построен мостовой переход через реку Тюгэнэ, протяженностью 106 погонных метров, который связал Горный и Кобяйский улусы. 

При проектировании учитывались природные условия и  отсутствие качественных инертных материалов на объектах  строительства. В связи с этим  использовались  новые технологии по укреплению насыпи георешетками и биоматами. Помимо этого, впервые в Якутии использованы геотекстильные цементирующие оболочки — бетобоксы.

Значение

Как отметил глава улуса Иван Левин, открытие дороги даст толчок для социально-экономического развития села Кобяй и в целом улуса. Благодаря дороге будет увеличена перевозка пассажиров, снижена стоимость перевозки и продовольственных товаров. С открытием дороги в улусе также ставится вопрос о создании системной работы по заготовке кормов для крупнорогатого скота и лошадей. 

Жители Кобяйского улуса надеются, что новая дорога станет стартом для строительства автомобильного сообщения между другими труднодоступными селами в районе. В дальнейшем власти Якутии планируют начать строительство дорог от села Кобяй до близлежащих сел Аргас, Тыайа и Чагда, а также до села Мукучу. Кроме этого, администрация Кобяйского улуса планирует в следующем году запустить маршрутное такси Якутска — Кобяй — Якутск и снизить цену на перевозки с 2,5 тысяч до 1,5 – 2 тысяч рублей.  

Другие наши материалы:

В Якутии обсудили положительные эффекты централизации управления и обслуживания инженерных коммуникаций объектов

В Якутии обсудили положительные эффекты централизации управления и обслуживания инженерных коммуникаций объектов

Централизация управления, обслуживания и диспетчеризации объектов недвижимости в плане электро- и теплоснабжения приводит к экономии значительных финансовых средств. Об этом...