Что должен уметь учитель по новому профстандарту

С 1 сентября 2022 года должен вступить в силу новый профстандарт педагога
16:33, 13 апреля 2022
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

С 1 сентября 2022 года должен вступить в силу новый профстандарт педагога — документ, который определит саму сущность профессии учителя школы на ближайшие 5-10 лет, передает Российская газета.

Что за документ? Это новая версия профстандарта, который был утвержден еще в 2013 году. Тогда в понятие специальности «Педагог» были включены и учителя школы, и воспитатели детского сада. А это все же разные профессии.

Документ еще обсуждается, в том числе и в экспертном сообществе, один из этапов прошел в Российской академии образования.

Профессиональный стандарт — базовый документ для каждой профессии. В нем прописано, что и как должен делать специалист на работе каждый день, — говорит председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, доктор педагогических наук Любовь Духанина. — В последнее время к учителям появились новые требования, например, умение работать с цифровыми технологиями. Есть изменения и в образовательном законодательстве: работать в школе на должности педагога теперь могут студенты, закончившие третий курс.

Кроме того, впервые в профстандарте учителей закреплены требования для разных подуровней квалификации педагогов.

Мы говорим о трех подуровнях квалификации «учитель». Уже на первом учитель с высшим образованием должен уметь адресно работать с одаренными детьми, с теми, кто попал в трудную ситуацию, быть в состоянии помочь семье в воспитании ребенка, — поясняет Духанина. — А учитель с самой высокой квалификацией уже должен создавать собственные образовательные ресурсы и многое другое.

По словам заслуженного учителя России, директора Центра образования N 109 и академика РАО Евгения Ямбурга, сегодня учитель должен уметь работать с разными детьми. Даже одаренным ребятам, как правило, нужна очень серьезная поддержка.

У нас реально здоровых детей только 12,5 процентов. Это не значит, что все остальные клинически больны, но они — между нормой и патологией, так сказать, с особенностями развития, — говорит Ямбург. — Пока только в двух вузах — Московском педагогическом госуниверситете и Московком городском педагогическом университете — на каждом факультете ввели основы дефектологии. Но это необходимо в каждом университете и колледже, где учат на педагогов!

Сегодня появляются дети, которые не вписываются в учебный процесс, отмечает эксперт. Но педагог должен уметь справляться и с этим.

Сегодня учителю прежде всего нужно знать основы психологии и дефектологии. Это должно стать одним из необходимых требований к педагогу

Евгений Ямбург уверен: сегодня учитель, кем бы он ни был, должен знать основы дефектологии и психологии, но не для диагностики, а для работы в зоне ближайшего развития детей, в противном случае — крах.

Мне пришлось недавно защищать одну учительницу, — рассказал Евгений Александрович. — У нее в первом классе ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Бегает, кричит, никого не слушает. Учительница в отчаянии ставит его в угол и заклеивает рот скотчем. Это, конечно, недопустимое насилие. Но она не может выгнать его из класса: если он в коридоре, условно, сломает ногу, ответственность будет на ней. Учительница идет под суд и теряет профессию. Но кто ее учил работать с детьми с СДВГ? Нельзя требовать от учителя того, чему его не учили.

По мнению и.о. вице-президента Российской академии образования, и.о. академика-секретаря отделения профессионального образования академии Михаила Стриханова, стандарт педагога должен установить четкую и понятную структуру требований к квалификации и опыту учителя.

С ним согласен коллега Михаил Левицкий, и.о. академика-секретаря отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.

Нам жизненно необходим новый, современный профстандарт, причем созвучный университетским образовательным стандартам, — говорит Михаил Львович. — Эти два документа должны быть согласованы: студентов надо готовить именно к тому, чего от них потребует работодатель, то есть школа.

Еще очень важно, как новый стандарт будет использоваться. Пока в системе образования при приеме на работу и расчете зарплат и надбавок продолжают применять устаревшие форматы, новый профессиональный стандарт не станет основным документом для определения уровня квалификации педагогов.

По словам Михаила Левицкого, чтобы изменить ситуацию, необходима системная и совместная работа профильных федеральных органов власти, законодателей, профессионального сообщества.

А в это время

До начала основной волны ЕГЭ остается чуть больше месяца. Горячая пора, многие школьники сегодня после уроков бегут на дополнительные занятия к репетиторам — готовятся к экзаменам. А репетиторы тем временем собираются повышать цены.

Так, более половины (58 процентов) школьных репетиторов планируют в ближайшее время повысить цены за урок примерно на 10-20 процентов. На треть собирается поднять цены десятая часть учителей, а 3 процента репетиторов хотят поднять планку аж на 50 процентов и более. Таковы данные опроса образовательной компании MAXIMUM Education.

Какие в принципе сегодня цены на дополнительные занятия? У большинства опрошенных учителей (47 процентов) один урок стоит в пределах 500-1000 рублей. Четверть берет от 1000 до 2000 рублей. Примерно столько же готовы на 500 и меньше рублей в час.

Лишь небольшая часть учителей, всего 5 процентов, оценивают свои занятия в 2000 рублей и более.

При этом каждый четвертый отмечает: репетиторство приносит более половины от суммы дохода в целом. Большинство опрошенных педагогов уверены: индивидуальные занятия с репетитором — самый эффективный способ подготовки для школьников. Пользу дополнительных занятий в школе видит каждый третий учитель. 15 процентов отмечают, что наиболее полезны для учеников образовательные курсы.

Показательно, что абсолютное большинство учителей — 82 процента — считают, что их ученикам дополнительная помощь в подготовке просто необходима.

Эта колоссальная цифра говорит не только о том, что школьникам необходима помощь со стороны, но и о более глубоких проблемах, — отмечает генеральный директор MAXIMUM Education Михаил Мягков. — По идее сейчас, к концу учебного года, дети, наоборот, должны быть в «пиковой» стадии подготовки, но цифры говорят об обратном. Так, каждый третий ученик, по мнению педагогов, не успевает в полной мере по школьной программе. Конечно, тут «слышится» постковидное эхо: пандемия и дистант все же сказались на успеваемости детей. Но также среди причин — общая загруженность учителей, недостаток технологий для обучения, которые могли бы разгрузить педагогов и улучшить результат подготовки.

Почему учителя начинают заниматься репетиторством? Для большинства ответ очевиден: чтобы увеличить доход. Так ответили 42 процента педагогов. Треть отметили, что так оттачивают свои педагогические навыки. А вот пятая часть учителей берет учеников «для души», просто потому, что им нравится преподавать.

Тем не менее 60 процентов репетиторов занимаются этим не время от времени, а на постоянной основе.

Учитель находится в условиях проблемной профессии «человек — человек». Поэтому многие и выгорают.

Между тем

Российским вузам на 2022/2023 учебный год на направления, связанные с образованием, выделено более 75 тысяч бюджетных мест. Больше — только у инженерных направлений и направлений в области информационных технологий. Но профессия педагога в лидерах не только по бюджетному набору. Первые строчки учителя занимают и по уровню профессионального выгорания. В этом состоянии сегодня, по данным исследований, находятся 75 процентов педагогов.

Почему? Об этом «Российская газета» беседует с доктором психологических наук, профессором Российского нового университета Александром Огневым.

Александр Сергеевич, работа в школе сегодня — одна из самых сложных. Большинство учителей — в состоянии профессионального выгорания. Как подготовиться к профессии психологически?

Александр Огнев: Сейчас учителей готовят прежде всего как предметников, а нужно готовить их, в первую очередь, как воспитателей.

Образовательные программы должны включать не только обучающую, но и воспитательную часть. Все, что касается систем ценностей, потребностей и, так скажем, смыслового ядра личности: чего я хочу добиться в жизни? Этому современных учителей почти не учат. А ведь это тот самый вид подготовки, который должен присутствовать постоянно.

Возьмем далекий от работы с детьми сектор экономики — авиацию. Обучение в авиации включает дисциплину «Человеческий фактор». Ее ежегодно проходят на курсах повышения квалификации летчики и борт-проводники. Раз в три года в отдельных центрах идет переподготовка.

Что должны делать летчики? Первое: осознавать ситуацию «здесь и сейчас». Второе: организовывать грамотную коммуникацию. Третье: разрешать конфликтные ситуации. Четвертое: организовывать эффективное взаимодействие в группе. Пятое: противостоять стрессу и грамотно распределять психологическую нагрузку.

У учителей ничего похожего нет. А между тем учитель находится в условиях проблемной профессии «человек — человек», в условиях плотной работы с людьми. Именно поэтому учителя, как и врачи, дают самые высокие проценты профессионального выгорания.

У студентов педагогических вузов есть практика в школах, учителя проходят аттестацию раз в пять лет. Неужели нужно еще и психологическое тестирование перед приемом на работу?

Александр Огнев: Возвращаемся к авиации. Летчик проходит врачебно-летную экспертную комиссию, встречается с клиническим психологом. Что-то похожее должно быть у учителей. Причем сами работники педагогических вузов неоднократно поднимали этот вопрос. Психологическое сообщество готово проводить тестирование учителей: есть и кадры, и методики. Оно должно быть обязательной процедурой.

В Финляндии, Германии очень жесткий отбор учителей. И там в школы сумасшедший конкурс, потому что профессия учителя престижна и приносит хороший заработок.

А что нужно проверять? Какими могут быть тесты?

Александр Огнев: Здесь и оценка эффективности своей работы, и определение уровня тревожности, и способность справляться с трудными жизненными ситуациями. Есть разные тесты, но почти все они — короткие, рассчитаны на оперативную диагностику, содержат от 15 до 70-90 вопросов. Все тесты педагогу не обязательно проходить, достаточно лишь нескольких.

Главный смысл тестирования: выявить готовность учителя решать жизненные проблемы. Тесты дают ответ на вопрос: учитель — источник позитивного опыта или, наоборот, негативного, источник трудностей. Все эти тесты в итоге определяют психологическую готовность к работе с людьми и что для нас важно — с детьми.

Но мое глубокое убеждение: психологическую проверку будущие учителя должны проходить и на этапе обучения.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
19 апреля 19.04
  • -4°
  • $ 94,09
  • 100,53

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: