Авиации Якутии исполнилось 97 лет

Первым самолетом в небе республики стал одномоторный биплан «Сопвич»
13:22, 08 октября 2022
Текст:
Первый полет
Читайте нас на
Яндекс Новости
afisha.png

Утром 8 октября 1925 года на Даркылахской переправе возле Якутска наблюдалось большое стечение народа. Все толпились вокруг невиданного доселе устройства – аэроплана. Говорили, что благодаря этому новшеству громадные расстояния, которые преодолевались за дни и недели, теперь могут быть покорены за считанные часы. Вот-вот должна была начаться история авиации Якутии.

Первым самолетом в небе молодой республики стал одномоторный биплан «Сопвич» (полное название – One Half Strutter Sopwith) — подобные машины выпускались Британией в качестве разведывательных самолетов и легких бомбардировщиков для использования на фронтах Первой мировой войны. Далее по лицензии они производились уже на территории Российской империи и возникшей затем РСФСР.

«Сопвич» являлся типичным для своего времени цельнодеревянным бипланом с полотняной обшивкой. Передняя часть фюзеляжа за капотом покрывалась алюминиевыми листами. Съемный капот ротативного мотора также выколачивался из алюминия. Кабины пилота и летнаба были разнесены по фюзеляжу на полтора метра, а между ними помещался топливный бак. В целом, «Полутаростоечный Сопвич» представлял из себя наиболее массовый и распространенный самолет первой четверти XX века, после войны превратившийся в рабочую лошадку для связи между обширными регионами Страны Советов.

О необходимости появления воздушного сообщения с первых дней образования Якутской АССР утверждали руководители республики Максим Аммосов, Платон Ойунский, Исидор Барахов и Степан Аржаков. Якутия остро нуждалась в прорыве транспортной изоляции от центров экономического и культурного развития. Уже 19 октября 1923 года Совет Труда и Обороны СССР утвердил трехлетний ориентировочный план открытия воздушных линий в стране, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. В рамках этого плана возникла договоренность с Союзом обществ друзей авиационной и химической обороны и промышленности СССР (Авиахим) о доставке одного биплана. Самолет привезли в Якутск 4 октября 1925 года на барже из Иркутска. Выгрузкой и сборкой руководили прибывшие вместе с ним механик Иван Михайлов, ответственный инструктор Сибирского общества друзей воздушного флота Борис Масленников и знаменитый летчик Петр Фадеев. Первый полет назначили на 8 число.

Взревев двигателем биплан взял разгон на ровной площадке у Даркылахской переправы и взмыл в небо под восторженные крики собравшейся публики. «Тысячи глаз сверлили небо, где, жужжа, летела стальная птица – дорогой гость Якутии, аэроплан Сибавиахима», — написали затем в следующем номере газеты «Автономная Якутия». Петр Фадеев после нескольких минут полета посадил биплан на Зеленый луг. Здесь, также при большом стечении народа, были сделаны известные всем любителям авиации фотографии.


За 97 лет существования гражданской авиации республики накоплен бесценный опыт пилотирования в экстремальных условиях Крайнего Севера, сформирована уникальная якутская школа летного и инженерно-технического состава, которая высоко котируется в авиационной отрасли страны и мира.

Якутия — самый большой регион России, занимающий по площади пятую часть ее территории. До настоящего времени для большинства населенных пунктов республики авиация является единственным видом транспорта круглогодичного действия.

0
0
7 февраля 07.02
  • -44°
  • $ 70,6
  • 76,03

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: