Учитель технологии Нерюнгринского информационно-технологического лицея № 24 имени Е.А. Варшавского Сергей Деминов работает в школе всего пятый год, но это не помешало ему оказаться в шестерке самых талантливых педагогов не только республики, но и зарубежья. Он стал лауреатом стипендии «Знанием победишь!», учрежденной 16 лет тому назад первым президентом Якутии Михаилом Николаевым.  


Во время нашей встречи Сергей Иванович Деминов рассказал о любимой работе, одаренных учениках и своей мечте.

— Поздравляю Вас! Какие эмоции испытываете?

— Если честно, когда сообщили об этом поздно вечером, я был уставший, и поэтому новость воспринял без особых эмоций. Потом, безусловно, испытал радость, гордость за то, что мой скромный труд оценили. Я не догадывался, что, помимо звания лауреата, меня ждут и другие дела: мастер-классы, встречи с педагогами республики. Немного волнуюсь: так долго, в течение часа, еще нигде не выступал. Но, думаю, справлюсь. Начал с мастер-классов для детей по робототехнике в селе Чапаево Хангаласского улуса. Они вроде довольны, а это самое главное для меня.

Быть стипендиатом такой престижной премии – это еще и определенные обязательства, об этом не нужно забывать.

— Откуда вы родом?

— Родился в Белгороде, в Якутию переехали, когда был совсем маленьким. Вырос в Усть-Нере, закончил школу с серебряной медалью.

— Учителем мечтали стать с детства?

— Нет. Хотел стать космонавтом или продавать товары в магазине. Не знаю, с чем это было связано. Но точно помню только эти два варианта.

— Тогда не можете сказать, что быть учителем – ваше призвание?

— Определенно нет. На самом деле попал в школу случайно. Я закончил ЯГУ по специальности «Прикладная информатика в экономике». Сейчас рад, что учился на педагогическом факультете, поэтому могу преподавать в том числе. Но стать учителем не планировал. Работал на золотодобывающих приисках в Оймяконском улусе, заместителем начальника частной торговой сети. Потом, можно сказать, случайно попал в школу техником по ремонту оргтехники. И там во мне разглядели талант педагога и предложили вести новый по тем временам предмет «Робототехника». Мне понравилось, и потихоньку я втянулся. Сейчас работаю учителем технологии, преподаю робототехнику, занимаюсь с детьми проектной деятельностью. Люблю работать с детьми, творить, создавать что-то новое.

— Несмотря на сравнительно небольшой стаж работы в школе, у вас достаточно талантливых учеников, с которыми вы достигаете успехов на различных научно-практических конференциях и конкурсах. Как заинтересовываете мальчишек и девчонок?

— Уговаривать никого не приходится. Интерес к творчеству, робототехнике есть всегда. Да и потом ученики видят успехи своих одноклассников, их выезды на всевозможные конкурсы не только в республике, но и в города России, за рубеж и так же хотят добиваться результатов. Активно сотрудничаем с Малой академией наук Якутии, так что мои ребята участвуют во многих их проектах, в том числе связанных с поездками на престижные конкурсы. Мы всегда ищем ответы на разные вопросы и находим их.  

— Чем сейчас заняты ваши подопечные?

— Десятиклассник Илья Сезько летом стал призером Национального чемпионата WorldSkills Russia в компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами». Илья занял второе место, несмотря на то, что подавляющее большинство участников были студентами, а задания — крайне сложными. Лично я бы не справился. Там был целый перечень работ: собрать беспилотник из предложенных запчастей, найти неисправность, разработать и распечатать на 3D-принтере дополнительные части, летать и выполнять задания. Илья – молодец! Ранее разработанные и собранные им квадрокоптеры мы передали в Нерюнгринский отряд спасателей, они применяют их в качестве тренажеров для отработки навыков полета.

Сейчас он перешел на другой проект, занимается конструированием наземного транспорта. Кстати, летом во время Международных интеллектуальных игр мы ходили по городу пешком, а он ездил с ветерком  на собственноручно спроектированном и собранном электролонгборде. Сам собирает и клеит доски, распечатывает недостающие части, купил себе 3D-принтер, словом, очень увлеченный мальчик.

Кстати, у него уже есть контракт о принятии на работу в московскую фирму по производству квадрокоптеров «Коптехэкспресс». Ждут, когда ему 18 лет исполнится.

Другой ученик, Роман Богданов, нынче закончил школу и поступил в Санкт-Петербургский исследовательский университет информационной безопасности, механики и оптики. Помните, он в прошлом году принял участие в Азиатско-Тихоокеанской конференции молодых исследователей в Катманду (Непал) и завоевал золотую медаль в номинации «Физика»? Роман изготовил Wi-Fi антенну для усиления сигнала. Ее можно установить где угодно для того, чтобы увеличить площадь покрытия сигнала вайфай.

Сейчас мои ребята так же заняты различными проектами. Так, например, группа учеников создала метеостанцию на микроконтроллере Arduino и теперь ведет наблюдение за погодой в Нерюнгри. Ребята поняли, что погода в разных частях города в зависимости от местоположения (высоко, в низине) может быть разной. Посмотрим, как техника будет вести себя зимой, вдруг потребуется ее утеплить. И это только начало, работы впереди много.

— Значит, результаты есть и неплохие.

— За четыре года работы в школе у меня занимались более 30 детей, пятеро окончили ее, и все они выбрали технические специальности. Так, мои подопечные учатся в Санкт-Петербургском исследовательском университете информационной безопасности, механики и оптики, Московском техническом университете имени Баумана, Российском университете дружбы народов, Екатеринбургском техническом университете имени Б. Ельцина, СВФУ. Каждый из них по-своему талантлив, важно разглядеть его и направить в нужное русло.

— Что для вас самое интересное в работе с детьми?

— Видеть результат творчества и радость детей. Радость победы, успеха, свершений, открытий, новых знакомств. Для меня это главное.

— А что самое сложное?

— Прощаться с ними. Жалко расставаться. Наши проекты долгосрочные, многие трудятся над ними годами, и за это время привыкаешь к ним. Кроме того, сейчас трудно быть учителем, нет того уважения, что было раньше. Трудно конкурировать с Гуглом, если раньше учитель давал знания, то сейчас их легко найти в интернете. Приходится искать новые подходы, интересные методы, знания. Дети разные: есть увлеченные, есть и те, кто не хочет учиться. К каждому нужен индивидуальный подход.

— Ваши ученики рассказывали, что вы часто задерживаетесь в школе допоздна, работая над проектами.

— Да. Если первое время родители возмущались, то теперь не беспокоят звонками, не волнуются. Потому что их дети становятся победителями и призерами всевозможных конкурсов, учатся лучше, развиваются.  

— Расскажите о своей семье, жена не против такого вашего рвения на работе?

— Конечно, против. Тем более, что у нас есть маленькая дочь Даша, которой тоже нужно посвятить время. Оно у меня есть только в воскресенье. Этот день я посвящаю своей жене и дочери. Жена Александра тоже педагог, так что понимает. Кроме школы, работаю еще педагогом дополнительного образования, педагогом школьного технопарка, веду курсы для малышей по робототехнике. Привык быть сразу в нескольких местах и решать разные задачи. Я люблю добиваться своего, видеть результаты труда.  

— Остается время для хобби?

— Мало, но остается. Люблю готовить и с удовольствием радую родных. Коронное блюдо – плов. Раньше увлекался легкой атлетикой, сейчас не до этого. Могу иногда поиграть в футбол.

— Есть семейные традиции?

— Спать (смеется). Но что-то доченька не поддерживает эту традицию. В свободное от работы время моя проектная деятельность продолжается уже с дочкой, мы с ней играем.

— О чем мечтаете?

— Возможно, они банальные. Хочется больше времени уделять семье, что пока плохо получается. А также воплощать мечты дочери в жизнь, хочу, чтобы она выросла здоровой и успешной.

Работать творчески дальше. Впереди много планов, нужно время для их реализации.