1 июля закончилось соглашение правительства РФ с нефтяниками — как отреагировали АЗС

0
260

С 1 июля закончилось действие соглашение с нефтяниками о сдерживании цен на внутреннем рынке нефтепродуктов. В понедельник ситуацию на рынке моторного топлива обсудили на совещании у председателя правительства  Дмитрия Медведева. По мнению вице-премьера Дмитрия Козака, принятых экономических механизмов достаточно, чтобы ограничить рост цен на нефтепродукты в пределах инфляции. Дмитрий Медведев предупредил, что, в случае невыдерживания темпов роста цен на топливо нефтяными компаниями, придется прибегнуть к непопулярным мерам, а именно — введению заградительных пошлин на экспорт нефтепродуктов, сообщает ЯСИА.


Вице-премьер Дмитрий Козак охарактеризовал ситуацию на рынке топлива как стабильную. По его словам, за полгода рост цен на бензин составил 2,3%. Рост цен на дизельное топливо составил с 1 января по 28 июня 0,5%.

«Отдельная ситуация на Дальнем Востоке, которой мы постоянно занимались. Есть дополнительные логистические издержки по доставке топлива в дальневосточные регионы, поэтому ситуация там несколько отличается. Тем не менее она также в пределах тех параметров, о которых мы ранее договаривались: на бензин рост составил 2,9%, на дизельное топливо – 2,5%. Это ниже тех параметров, которые были закреплены в соответствующем соглашении. Соглашениями предусматривался предельный уровень цен 1,7% в январе в связи с увеличением НДС, плюс инфляция, равномерно распределённая по годам. Рост цен значительно ниже уровня инфляции по состоянию на сегодняшний день«, — проинформировал он.

По его словам нельзя говорить о том, что с 1 июля правительство «отпускает» цены на бензин. Речь идет о замене ручного механизма регулирования на экономические, которые позволят держать под контролем ситуацию на внутреннем рынке.

Медведев потребовал вести постоянный мониторинг ситуации, подчеркнув, что людям важны не механизмы, а цена на автозаправках.

«Конечно, экономический механизм регуляции – это хорошо. И мы рассчитываем, что будут действовать эти сдерживающие факторы. Но если всё-таки кто-то заиграется и посчитает, что теперь в отсутствие соглашений можно проводить какую-то самостоятельную политику на этом рынке, он за это поплатится. Придётся тогда всё-таки вернуться к той непопулярной идее для компаний, которую мы с вами неоднократно обсуждали«, — прокомментировал он.

Как отреагировали АЗС

Российские СМИ пишут о незначительном росте цен на топливо с 1 июля в Москве. РБК приводит данные Московской топливной ассоциации, которая мониторит цены на АЗС десяти крупнейших нефтяных компаний и в независимых сетях. Согласно им, 1 июля цены на дизельное топливо и бензин выросли на 1–14 копеек на литр по сравнению с показателями прошлой недели.

Средние розничные цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 в целом по России с 24 по 28 июня 2019 года выросли на 4 копейки и 6 копеек соответственно и составили 42,39 рублей и 45,57 рублей за литр, следует из данных Thomson Reuters Kortes. Дизельное топливо подорожало на 3 копейки, до 46,55 рублей за литр.

В Якутске цена на АЗС 1-2 июля не изменилась. Так, стоимость АИ-92 на 2 июля составила 56 рублей у «Саханефтегазсбыта», 53.50 рубля —  у «Паритета», 54.20 рублей — у «Сибойла», 54,50 — у «Туймаада-Нефти». В целом по республике с января 2019 по май 2019 включительно цена на дизельное топливо поднялась на 1,5%, на бензин марки АИ-92, напротив, снизилась на 0,5%, годовой рост составил в среднем 8,5%.

Как ранее поясняли представители нефтяных компаний, для внутриреспубликанского рынка соглашение не играет большой роли, так как затрагивает вертикально интегрированные компании, которых в регионе нет. Цены на топливо определяются конъюнктурой на оптовом рынке, цены на котором поднялись в среднем на 18-20% с 1 января 2019 года.

Ждать ли повышения: Что будет с ценами на топливо в Якутии?

Нефтяники подтвердили, что в ближайшее время рост будет, но связан он не с отменой соглашения, а с тем, что новые объемы топлива будут закупаться уже по более высокой цене.

«Цены на оптовом рынке выросли, но в Якутии это пока не ощутили, ввиду длинной логистики. На сегодня мы, как и наши коллеги, используем те объемы, которые были завезены ранее, поэтому рост цен не так заметен, как в других регионах. Новые объемы будут закупаться уже по более высокой цене, соответственно это отразится на конечной цене для потребителя», — прокомментировал генеральный директор АО «Сибойл» Сергей Черных.

В «Саханефтегазсбыте» пояснили, что цены будут меняться в соответствии с внутренней политикой компании, согласно которой цены на топливо утверждаются трижды в год с повышением на 1-2%.

Как изменится ситуация на топливном рынке?

РБК взяло комментарии у Федеральной антимонопольной службы и Российского топливного союза. ФАС не видит предпосылок для роста стоимости автомобильного топлива после окончания действия соглашения, говорил 25 июня журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. «Стоимость топлива на внутреннем рынке меняется в зависимости от уровня инфляции, иногда опережая или отставая от нее», — указывал он.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша отметил, что соглашение нефтяников с правительством касалось регулирования уровня роста мелкооптовых цен. «Розничные цены на топливо до конца года не вырастут выше уровня инфляции, это результат согласования правительства с нефтяниками и прописан в протоколе одного из совещаний у вице-премьера Дмитрия Козака с участием регуляторов рынка», — отметил он.

При этом после истечения действия соглашения сдерживание цен на мелкооптовом рынке топлива уже не гарантировано. «У нас нет ответов на вопрос, как будут вести себя мелкооптовые цены на бензин и дизель до конца года. Уже сейчас биржевые цены на дизельное топливо на Дальнем Востоке на 6–7 тысяч руб. за тонну превышают индикативные цены, прописанные в соглашении. Нефтяные компании в соответствии с бизнес-процессами должны повысить мелкооптовые цены. Но тогда мелкооптовая цена станет существенно выше розничной, а как в этом случае должна вести себя розница? Повышаться! А это недопустимо», — указывает Аркуша.

По его мнению, если механизм решения проблемы не будет найден, снова возникнут проблемы у независимых АЗС во многих регионах России, особенно на Дальнем Востоке и в Сибири, которые окажутся на грани банкротства. Чтобы этого не произошло, необходим дополнительный механизм поддержки отрасли, считает эксперт: по результатам мониторинга ситуации Российский топливный союз предложит властям решение.