«Мы должны быть готовы к большой работе». Как в Якутии реализуют «дорожный» нацпроект

0
274

Глава Якутии Айсен Николаев в городе Покровске провел совещание по реализации в республике одного из важнейших федеральных национальных проектов «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Каких показателей надо достичь? Сколько средств предусмотрено в этом году для ремонта и строительства дорог в регионе? Будет ли выполнен запланированный объем работ к концу этого года? С какими проблемами столкнулись ответственные ведомства? Читайте ответы на эти и другие интересующие вопросы в материале ЯСИА.


Чем живет и дышит нацпроект?

«Безопасные и качественные автомобильные дороги» — один из самых важных федеральных национальных проектов, основная цель которого – повысить уровень комфорта жизни населения страны. Для этого ставятся весьма значимые задачи – довести долю автомобильных дорог регионального значения в соответствии нормативным требованиям к 2024 году до 50,9%, а долю дорожной сети городских агломераций – до 85%.

Помимо этого ставится цель снизить долю автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, на 10%, а также смертность людей в ДТП практически в три раза – 4 человека на 100 000 населения.

Для реализации столь амбициозных целей требуются соответствующие вложения – 4,779 триллионов рублей: более 440 миллиардов рублей выделят из федерального бюджета, львиная доля финансирования – 4,139 триллиона рублей — будет направлена из региональных бюджетов, а около 200 миллиардов рублей – внебюджетные средства. Почти 93% денег – 4,438 триллиона рублей — пойдут на строительство и ремонт дорожной сети страны.

Дорогам Якутии – Виват?

В рамках исполнения нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» из средств федерального бюджета Якутии выделили 1,226 млрд рублей, а из средств дорожного фонда республики для улучшения дорожной сети направлено 1,54 млрд рублей. Эти деньги предназначены для ввода 122,4 км участков дорог на 22 объектах. Итого – 2,76 млрд рублей.

«Идут завершающие этапы по планировке и укреплению откосов, устройству дорожной одежды, благоустройству трасс. Планируемый срок окончания намеченных работ – октябрь этого года. Полный расчет с подрядными организациями будет произведен после приемки и подписания исполнительной документации до 15 декабря. Выполнение проекта в 2019 году в республике составит практически 100%», — сообщил министр транспорта региона Александр Тарасов.

На сегодняшний день завершены работы на 14 объектах региональных дорог общей протяженностью 102,93 км. Речь идет об автодорогах «Умнас», «Яна», «Амга», «Кобяй», «Нам» и других. В ноябре-декабре дополнительно закончат работы общей протяженностью по 10 км каждая на автодорогах «Анабар» и «Яна». По итогам этого года планируется ввести 148,1 км дорог.

Одним из главных показателей реализации «БКАД» является обеспечение безопасности на дорогах. Для этого с ПАО «МегаФон» заключен контракт на аренду автоматических комплексов фото- и видеофиксации на сумму 207,5 миллиона рублей со сроком реализации до 2021 года. На автодорогах республики в 2019 году будут установлены 32 стационарных комплекса. Все они по окончании аренды перейдут в собственность региона.

Чтобы дороги не плакали…

Во время реализации нацпроекта ответственные структуры столкнулись с рядом проблем, которые должны быть учтены для достижения целей уже в следующем году. Самая основная из них заключалась в отсутствии проектно-сметной документации по объектам. «Госконтракты на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог на 2019 год были заключены на основании дефектных ведомостей, которые не учитывали всех конструктивов автодороги. Что нужно сделать впредь? В срочном порядке пересмотреть план на 2020 год по всем объектам. Также проведены аукционы и заключены госконтракты в сентябре-октябре текущего на разработку ПСД с прохождением экспертизы. Срок их исполнения – до конца года», — отметил Тарасов.

Вторая проблема, о которой не раз говорилось в СМИ, — недобросовестность подрядных организаций, выигравших аукцион с применением демпинга (заниженная цена на предоставление услуг). Это приводит, зачастую, к низкому качеству выполненных работ из-за применения дешевых материалов. Итог – срыв сроков. «Чтобы такого не повторилось, надо с подобными подрядными организациями расторгать контракты и заносить их в списки недобросовестных. При планировании проведения аукционов необходимо предусматривать максимальные размеры обеспечения исполнения контрактов в рамках ФЗ №44», — подчеркнул министр.

Третья проблема – нехватка квалифицированных специалистов, что ведет к отсутствию конкуренции, которая позволила бы улучшить качество выполняемых работ. Министр транспорта предлагает привлекать к реализации проекта выпускников региональных автодорожных факультетов и техникумов для прохождения ими практики, что дало бы молодым людям неоценимый опыт.

Четвертая проблема – достижение целевых индикаторов в виде прироста протяженности участков дорог, отвечающих нормативным требованиям. Как объяснил Александр Евгеньевич, в паспорт нацпроекта включены линейные участки автомобильных дорог, что привело к смене приоритета искусственных сооружений на дорогах: «Поэтому сегодня мосты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии и не отвечающие нормативным требованиям, остаются без должного финансирования и являются проблемой при поиске различных источников средств. Необходимо вести работу с федеральным центром для того, чтобы эти мосты были включены в нацпроект».

Пятая проблема – применение проектными организациями территориальных расценок (они ниже общероссийских) при прохождении стоимостной экспертизы по строительству и ремонту автодорог. Это приводит к снижению сметной стоимости, и подрядные организации теряют интерес к выполнению различных видов работ. Решение – утвердить на законодательном уровне региональные расценки.

Еще одной проблемой является длительный срок получения положительного заключения по определению достоверности стоимости объектов со сроком до 30 дней от даты подписания контракта.

«Последняя проблема, с которой мы сталкиваемся, – это сохранение транспортно-эксплуатационного состояния дорог в связи с ростом грузопотока и прохождением тяжеловесного транспорта. Мы должны каждую дорогу обеспечивать весовым контролем», — резюмировал Тарасов.

Как обстоят дела в сердце республики?

Реализации нацпроекта в городской агломерации столицы республики уделяется пристальное внимание со стороны властей, так как на многих объектах переносятся сроки ввода, о чем не раз упоминалось в СМИ. Всего до 2024 года в Якутске должны довести до нормативных требований 204,5 км дорог.

Напомним, что в этом году столица региона получила около 1,5 миллиарда рублей на строительство и ремонт 25,9 км дорожного полотна. Как рассказала мэр города Сардана Авксентьева, на сегодняшний день финансовый объем выполненных строительно-монтажных работ составил 1,045 млрд рублей, из которых подрядчикам выплачены 678 миллионов рублей. В процентном соотношении работы выполнены на 61% по документам, по протяженности — на 76%, по площади покрытия — 71%, по устройству пешеходных тротуаров – 70%, а по самому наболевшему — укладке асфальта – на 98%.

Ул. Красильникова. Протяженность работ – 1,49 км. Остались работы по выносу электросетей, устройству линий освещения, установке павильонов ожидания.

Ул. Автодорожная. Протяженность – 824 м. Остались работы по установке светильников и павильонов ожидания, подвесу электросетей, освещению.

Ул. Ивана Арбиты и Хорицкой. Остались работы по устройству линий освещения, оснований и покрытию участков, нанесению разметки, установке знаков и переключению линий электропередачи.

Ул. Чайковского. Протяженность – 1,77 км. Остались работы по нанесению дорожной разметки, устройству водоотводных лотков, пешеходных тротуаров на пересечении Каландарашвили-Винокурова-Чайковского, установке насосных станций, двух заездов и одной площадки.

Ул. Якова Петерса в Мархе. Протяженность – 950 м. Остались работы по установке дорожных знаков, устройству пешеходных тротуаров и линий наружного освещения.

Ул. Экспериментальная в Мархе. Протяженность – 927 м. Остались работы по установке дорожных знаков, устройству пешеходных тротуаров и освещения.

Ул. Газовиков в Мархе. Протяженность – 650 м. Остались работы по установке дорожных знаков, устройству пешеходных тротуаров и освещения.

Ул. Школьная в Мархе. Остались работы по установке дорожных знаков, устройству пешеходных тротуаров, освещения и водоотводных лотков.

Ул. Жорницкого. Остались работы по асфальтированию стоянок, установке дорожных знаков, пешеходных тротуаров и линий освещения.

Ул. Петра Алексеева. Остались работы по установке дорожных знаков, устройству пешеходных тротуаров, линий освещения, подключению светильников, переключению электролиний.

Хатынг-Юряхское шоссе. Остались работы по установке дорожных знаков, устройству линий освещения, бордюров, водоотводных лотков, асфальтированию карманов, стоянок и отдельных примыканий.

Ул. Пилотов. Протяженность – 905 м. Остались работы по установке дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, устройству водоотводных лотков и примыканий.

Ул. Суоруна Омоллоона. Остались работы по установке дорожных знаков, нанесению дорожной разметки, подключению линий освещения, доделке тротуаров.

Ул. Ларионова. Протяженность – 1,2 км. Остались работы по установке дорожных знаков, нанесению разметки и асфальтированию 420 м., устройству разворотной площадки для автобусов.

Автомобильный мост по Мархинке. Все основные температурные работы завершены, осталось смонтировать металлоконструкцию, которая должна поступить из Тюмени.

Мост Северный. Ожидается прибытие металлоконструкций.

Мост Шестаковка. Ожидается прибытие металлоконструкций.

Ул. Бестужева-Марлинского. Все работы завершены, и с субботы начнут курсировать автобусы. Ожидается заключение дополнительного контракта на вынос линий, что не было предусмотрено ранее.

Оставшиеся объемы работ планируют выполнить до конца этого месяца, кроме микрорайона Северный, где они завершатся в ноябре.

Одним из действенных методов надзора за проводимыми работами по строительству и ремонту дорог является общественный контроль, организуемый Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Как рассказал со-председатель регионального отделения Алексей Лаптев, членами организации проводятся еженедельный мониторинг строительно-монтажных работ на всех объектах, а также круглые столы.

Пользуясь случаем, Лаптев сообщил, что 16 октября ОНФ был совершен очередной объезд по дорогам столицы. По его словам, позднее объявление торгов, закрытие примыкающих дорог и последующее образование пробок, а также отсутствие надлежащего контроля за проводимыми работами привели к отставанию от графика, снижению качества покрытия, привлечению работников с низкой квалификацией при укладке асфальта и проведении иных видов работ, а также игнорированию администрацией столицы республики официальных запросов от общественной организации.

Мнение главы республики

Глава Якутии Айсен Николаев отметил, что на сегодняшний день план реализации нацпроекта в Якутии выполнен на 76%.

«Есть полная уверенность, что объем работ по региональным дорогам, который запланирован на 2019 год, будет исполнен на 100%. Есть определенные опасения по городу Якутску, которые подтверждает и глава города, но всё-таки мы надеемся, что уровень исполнения и здесь будет порядка 95%. Много вопросов возникает по срокам и качеству исполнения дорожных работ», — сообщил Ил Дархан.

Снижение темпов дорожных работ в основном происходит из-за задержек в оформлении проектно-сметной документации, позднего проведения торгов, нередко подводят и недобросовестные подрядчики, которые побеждают в торгах с применением явного демпинга и в последующем не справляются с требованиями заказчика. Айсен Николаев дал четкое указание в короткие сроки решительно устранить эти недочеты в текущей работе.

Глава Якутии напомнил, что нацпроект должен постоянно находиться в поле зрения органов власти, контрольно-надзорных органов и общественности. «Необходимо исполнить его обязательно. Дороги касаются всех якутян, влияют на уровень их жизни. Мы должны взять на себя личную ответственность за качественное и своевременное выполнение планов. Абсолютно все должны понимать, что с каждым годом объемы и темпы реализации нацпроекта будут только нарастать. Мы должны быть готовы к большой работе», — резюмировал Айсен Николаев.