Рассказываем об инструменте, помещающемся в ладони и вмещающем в себя целый космос
История Документальных записей о первых якутских хомусах очень мало. Пожалуй, наиболее достоверные сведения можно найти в книге Ивана Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» (1913). В ней говорится, что молодая шаманка Дьэрэлийэр «лет шестьдесят тому назад приехала в Верхоянск из Якутска». Далее автор подробно описывает ее приезд, одежду, в том числе – хомусы. Фото М. Васильева |
Иван Худяков прибыл в Верхоянск в 1867 году. К тому времени он уже был подающим надежды фольклористом и этнографом, имеющим конкретные цели в сфере науки. Если провести простые арифметические вычисления, приезд шаманки Дьэрэлийэр в Верхоянск относится к началу 1800 года. То есть, можно сказать, что уже в 17 веке народ саха играл на хомусе. И. Маччасынов "Хомус" |
Мастера пытались создать и другие вариации хомуса. Например, в конце XIX – начале XX вв. популярностью у хомусистов пользовался варган с двумя язычками «икки тыллаах хомус». Но в основном, на протяжении многих веков форма якутского хомуса не менялась, сохранив тонкость, изящность, и простоту конструкции. Фото: www.khomus.ru |
На современных хомусах авторские клейма наносятся в виде буквенных обозначений, аббревиатур, знаков, символов, изображений. Корпус хомуса стал более массивным, но в то же время удобным и универсальным. Для декора применяются драгоценные металлы, камни, органические материалы (конский волос, бивень мамонта, рог лося, крупного рогатого скота). Встречаются экземпляры с более сложной конструкцией – с передвижным механизмом, с дополнительными элементами для получения звучности инструмента, с различным декором. И. Готовцев Композиция варганов «Мөккүөр» («Спор») |
В те годы, большой вклад в развитие игры на хомусе внес Иван Алексеев – Хомус Уйбаан. Его ансамбль «Алгыс» при Якутском государственном университете задал новую планку исполнительства. Из ансамбля в последующем вышла целая плеяда выдающихся хомусистов, трое из которых стали хомусистами-виртуозами мира. Хураист С. Давлетбаев и хомусист И. Алексеев в театре оперы и балета г. Уфы, 1972 года Фото: ГБУ РС(Я) «Якутский музей» |
Сегодня у народа саха различают три основных направления игры на хомусе: игра с имитацией звуков природы; наигрыши с мелодиями народных песен и тембрально-ритмическое внемелодическое исполнение. По отдельности эти направления среди исполнителей встречаются редко. Чаще всего, игра на хомусе совмещает в себе хотя бы два из них. В целом весь комплекс традиционной хомусной музыки объединяется в единый жанр, называемый «сыыйа тардыы», который буквально можно перевести как «протяжно (неспеша) тянуть». Ысыах в селе Черкех . Игра на хомусе .ГБУ РС(Я) «Якутский музей» |
Музей был основан 30 ноября 1990 года. Его создателем является Иван Егорович Алексеев-Хомус Уйбаан, доктор филологических наук, академик Российской академии естественных наук, заслуженный работник культуры Якутии, неутомимый пропагандист хомусной музыки с мировым именем, чья коллекция хомусов послужила основой фонда музея. Богатые собрания, хранящиеся в музее, представлены в четырёх залах, где посетители знакомятся с хомусами известных мастеров, с этапами изготовления хомуса, историей развития игры на хомусе, а также с разнообразными хомусами народов мира. |
Вчера, 23 ноября, в Усть-Янском районе Якутии нашли двух пропавших мужчин. Накануне они выехали на…
Чемпионам вручили по 100 тысяч рублей
Звезды гороскопа обещают доставить вам море удовольствия от самых обычных житейских радостей
В среднем якутянин потратит на новогодние подарки около 13 500 рублей
Бойцы записали видеообращение ко Дню матери
В семье Марии Харлампьевой пятеро детей, 15 внуков и двое правнуков