Звучащий космос
Хомус или варган известен уже 5 тысяч лет, этот инструмент встречается в культурах почти 90 стран мира и дошел до наших дней, практически не изменившись. Имея очень простое строение, своим звучание он способен передать все многообразие нашего мира. Об инструменте, помещающемся в ладони и вмещающем в себя целый космос – в материале ЯСИА.
Якутский хомус
Хомус, или варган, существует уже более нескольких веков и встречается у многих народов мира, начиная с Восточной Азии, и, заканчивая Европой и Северной Америкой. На сегодня известно более 160 разновидностей хомуса, у разных народов он называется по-разному: варган, комус, камыс, губыз и т.д. У народа саха он известен под именами: хомус, хамыс, тимир хомус, кулусун хомус (кулуһун хомус), мас хомус, унгуох хомус (уҥуох хомус), муос хомус, аарыктаах хомус, хоболоох хомус, икки тыллаах хомус.
История
Документальных записей о первых якутских хомусах очень мало. Пожалуй, наиболее достоверные сведения можно найти в книге Ивана Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» (1913). В ней говорится, что молодая шаманка Дьэрэлийэр «лет шестьдесят тому назад приехала в Верхоянск из Якутска». Далее автор подробно описывает ее приезд, одежду, в том числе – хомусы.

Фото М. Васильева
«… за шелковым кушаком воткнуты были семь или восемь железных посеребренных хамысов в черных деревянных футлярах…». И в скобке дает пояснение «музыкальный якутский инструмент».
«Краткое описание Верхоянского округа»
Иван Худяков прибыл в Верхоянск в 1867 году. К тому времени он уже был подающим надежды фольклористом и этнографом, имеющим конкретные цели в сфере науки. Если провести простые арифметические вычисления, приезд шаманки Дьэрэлийэр в Верхоянск относится к началу 1800 года. То есть, можно сказать, что уже в 17 веке народ саха играл на хомусе.

И. Маччасынов "Хомус"
Официальные археологические находки в Якутии датируются не ранее XVIII в. (XVII в. по некоторым данным). Однако в распоряжении археологов-любителей имеются находки, относящиеся предположительно к гораздо более раннему периоду, которые, опираясь на сопроводительный материал, можно датировать XIII-XVI вв. Т.е. они соответствуют так называемой кулун-атахской археологической культуре, предшествовавшей собственно поздней якутской культуре. К сожалению данные находки потеряны для официальной науки, их точная датировка так и остается лишь предположениями.
Эркин Алексеев, ученый секретарь Музея и центра хомуса народов мира
Самые древние якутские хомусы
Особенности хомуса
В древности якуты изготавливали хомус из древесины или кости. Известны простейшей формы этого инструмента в виде щепы с утончением с одного конца или в виде рамочного пластинчатого хомуса. Со временем его стали делать из железа. Звуки железного хомуса оказались настолько красивыми, что он оттеснил все другие разновидности на задний план. Сегодня металлический хомус с одним язычком является наиболее распространенным, и большинством воспринимается как единственный вариант якутского хомуса. Такой хомус представляет собой дуговой металлический инструмент узнаваемой формы и пропорций с оформленным кольцом и вытянутыми деками.

Мастера пытались создать и другие вариации хомуса. Например, в конце XIX – начале XX вв. популярностью у хомусистов пользовался варган с двумя язычками «икки тыллаах хомус». Но в основном, на протяжении многих веков форма якутского хомуса не менялась, сохранив тонкость, изящность, и простоту конструкции.

Фото: www.khomus.ru
Старинные хомусы по конструкции очень простые, без лишних деталей, декора. Редко, но встречаются хомусы с высеченными на ребрах стержней или на кольцевой части насечками в виде геометрических линий, кругов, точек. В прошлом к клеймению хомуса кузнецы относились с должной предосторожностью. Можно сказать, что процесс нанесения клейма зависел от роста мастерства кузнеца.
Евдокия Слепцова, сотрудник Музея и центра хомуса народов мира
На современных хомусах авторские клейма наносятся в виде буквенных обозначений, аббревиатур, знаков, символов, изображений. Корпус хомуса стал более массивным, но в то же время удобным и универсальным. Для декора применяются драгоценные металлы, камни, органические материалы (конский волос, бивень мамонта, рог лося, крупного рогатого скота). Встречаются экземпляры с более сложной конструкцией – с передвижным механизмом, с дополнительными элементами для получения звучности инструмента, с различным декором.

И. Готовцев Композиция варганов «Мөккүөр» («Спор»)
Пластинчатые и дуговые хомусы позднего образца получались из металлического прута — железного, медного, бронзового или серебряного. Их поверхность украшалась инкрустацией и выгравированными магическими символами, имеющими вид орнамента. Подобными рисунками покрывался и футляр, в котором хранился хомус. К изготовлению варганов везде относились очень ответственно. Независимо от того, из железного, бронзового, медного или даже серебряного прута ковался инструмент, это дело доверялось только самым умелым кузнецам. В настоящее время лучшими варганами в мире считаются инструменты якутских мастеров Гоголева, Бурцева, Михайлова и Романа Готовцева.
Роман Готовцев делится секретами изготовления якутского хомуса
Игра на хомусе
Якутская варганная музыка имеет свои древние корни и традиции. В начале ХХ века начался новый виток в ее развития. Во времена Советского Союза впервые на сценах Домов кульуры начали играть на хомусе, а со временем и вовсе появились первые ансамбли хомусной музыки.

В те годы, большой вклад в развитие игры на хомусе внес Иван Алексеев – Хомус Уйбаан. Его ансамбль «Алгыс» при Якутском государственном университете задал новую планку исполнительства. Из ансамбля в последующем вышла целая плеяда выдающихся хомусистов, трое из которых стали хомусистами-виртуозами мира.

Хураист С. Давлетбаев и хомусист И. Алексеев
в театре оперы и балета г. Уфы, 1972 года
Фото: ГБУ РС(Я) «Якутский музей»

Якутский стиль игры на хомусе отличается тем, что помимо музыкальных мелодий, исполнитель зачастую совмещает еще и артикуляцию песенных текстов и внемелодические звукотембральные вариации, куда также входит имитация звуков природы. К тому же сама конструкция якутского хомуса предполагает извлечение звука, богатого обертонами, тогда как инструменты других народов лучше настроены на управление одним, наиболее слышимым обертоном.
Эркин Алексеев, ученый секретарь Музея и центра хомуса народов мира
Сегодня у народа саха различают три основных направления игры на хомусе: игра с имитацией звуков природы; наигрыши с мелодиями народных песен и тембрально-ритмическое внемелодическое исполнение.
По отдельности эти направления среди исполнителей встречаются редко. Чаще всего, игра на хомусе совмещает в себе хотя бы два из них. В целом весь комплекс традиционной хомусной музыки объединяется в единый жанр, называемый «сыыйа тардыы», который буквально можно перевести как «протяжно (неспеша) тянуть».

Ысыах в селе Черкех . Игра на хомусе .ГБУ РС(Я) «Якутский музей»


Технически «сыыйа тардыы» – это игра с глоточной артикуляцией, возможно с проговариванием и пропеванием целых текстов, с глубоким естественным дыханием, делающим звук непрерывным, с едва различимыми вариациями повторяющихся мотивов и ритмов – цикличной структурой игры.
Мастер-класс по игре на хомусе А. Аммосова
Популяризация хомуса
В Якутске работает единственный в мире государственный музей хомуса с международным статусом «Музей и центр хомуса народов мира», который рассказывает об истории происхождения хомуса, об известных якутских хомусистах, а также о варганах разных стран. Здесь же собраны уникальные экземпляры музыкального инструмента – более 8 тысяч единиц хранения.

Музей был основан 30 ноября 1990 года. Его создателем является Иван Егорович Алексеев-Хомус Уйбаан, доктор филологических наук, академик Российской академии естественных наук, заслуженный работник культуры Якутии, неутомимый пропагандист хомусной музыки с мировым именем, чья коллекция хомусов послужила основой фонда музея. Богатые собрания, хранящиеся в музее, представлены в четырёх залах, где посетители знакомятся с хомусами известных мастеров, с этапами изготовления хомуса, историей развития игры на хомусе, а также с разнообразными хомусами народов мира.
Наш Международный Центр с Музеем с самого начала создания и по сей день занимается расширением своего влияния по возрождению древнейшего жанра музыкальной культуры – игры на хомусе, пропагандируя лучшие и уникальные образцы варганной музыки. В результате совместной работы сегодня стабильно действуют национальные центры этой музыки в странах Европы, Америки и Азии. Люди с любовью играют на разновидностях хомуса, даря слушателям истинное духовное наслаждение.
Иван Алексеев, президент Международного центра хомусной музыки, профессор, Хомус Уйбаан
Шаманский инструмент
Хомус считался инструментом сакральным, бытует мнение, что его использовали шаманы. Неудивительно, что с ним связано много поверий.
Текст
Айал Аргунов

Фото

Мария Васильева, Музей и центр хомусов народов мира

Дизайн

Роман Данилов

Видео
Дьулустаан Трофимов, Надежда Ефимова

ЯСИА благодарит ученого секретаря Музея и центра хомуса народов мира Эркина Алексеева за помощь в подготовке материала.