Жизнь гиковская. Денис Оптимисстер о якутской публике, комиксах и киноблоге

Известный блогер и комиксист рассказал о том, почему в Якутию легко возвращаться, а также о стрессе и двойных стандартах в мире гик-авторов
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В Якутск во второй раз приехал ютубер и с недавних пор автор комиксов Денис Колмыков, которого больше знают под псевдонимом Оптимисстер. В этот раз он решил посетить Ykt Geek Fest, но уже не в качестве киноблогера, а комиксиста. ЯСИА выяснило, чем его привлекает Якутия, как продвигать русские комиксы и не зависеть от запросов подписчиков.


Денис Оптимисстер приезжал в Якутск в качестве специального гостя на Ykt Geek Fest 2017

— Денис, ты приезжаешь в Якутск во второй раз. Что заставило тебя вернуться?

— Это самый частый вопрос, который мне задают здесь. Почему люди так удивляются, что в Якутск возвращаются? Причина проста — когда в первый раз летел сюда летом 2017 года, опоздал на самолет, пришлось тратить больше времени и лететь другим рейсом. В итоге просто не успел увидеть город. Да и фестиваль был круто организован, мне понравилось. Но тогда я приезжал в качестве блогера, а сейчас у меня новая роль — автора комиксов. Мне интересно, “зайду” ли я местной аудитории.

— Как тебе город?

— Наконец, посетил Царство вечной мерзлоты! Я вообще, живя в Питере, скучаю по нормальной зиме. Новый год под дождем встречаем. Мне было здорово вот так вдруг вырваться в зиму, ненадолго, но это необычное и приятное ощущение.

— Ты сказал, что сменил род деятельности. Но ты же продолжаешь снимать видео?

— Да. Стабильно выпускаю видео на канале, чтобы люди не забывали обо мне.

— Обзоры кино и комиксов сегодня довольно широкая ниша, но в Якутске она пока мало представлена. Вот расскажи, как этим начинал заниматься ты? Все-таки ты тоже родом из небольшого города.

— Я занимаюсь этим уже восьмой год. Первые три из них долбился о стену, потому что ничего не получалось, а потом познакомился с людьми, которые перестроили мне сознание, и вот тут что-то сработало. Стал искать компромиссы.

Я называю себя не популярным, а медийным блогером. Я не работаю на увеличение аудитории на канале, а делаю так, чтобы люди обо мне знали

Это было моей единственной деятельностью на тот момент. У меня образование журналиста, поэтому я ушел в издательство журнала “Ашка” и газеты “А”, которые в моем родном Тамбове распространяются бесплатно. И так мы проработали год, но потом поняли, что людям не нравятся другие рекламные издания, кроме местной “Копейки”, состоявшей из рекламы и телевизионной программы. Наш более современный формат, который лежал во всяких магазинах и заведениях и распространялся бесплатно, не прижился, так что пришлось прикрыть контору. И вот в июне 2013 года я сидел без работы, случайно увидел трейлер ремейка “Джентльмены, удачи!”, и у меня “бомбануло”. Помню, как сидел перед камерой без майки, с “офисным” загаром от футболки и почему-то рыжими волосами, весом 120 кг, и ругал фильм по трейлеру. Мой искренний посыл понравился людям. До этого вел только блог в ЖЖ (Live Journal — Живой Журнал), что для меня было отдушиной.

Я проделал огромную работу от первого ролика до нынешнего видео. Не называю их высокопрофессиональными, но они точно на 50 голов выше тех, что были в начале.

— Что изменилось?

— Если раньше просто ставил камеру и наговаривал что-то, вставляя иногда перебивки либо монтируя, что есть, то сейчас следую подготовленному тексту, который может быть написан другим человеком, но более разбирающимся в вопросе, сценарий разбит на то, что зачитывается на камеру и за кадром, звук отправляется монтажеру, нарезается видеоряд из упомянутых фильмов. Производство стало, с одной стороны, проще из-за четкого сценария, но, с другой стороны, потерялась импровизация.

— Тебе больше нравится импровизировать?

— Это весело. Но к импровизации всегда придираются в обзорах. Импровизировать классно в развлекательных видео, где ты кривляешься, но совсем другое дело, когда снимаешь обзор фильма. Вот тогда зрители докапываются до всего.

— Есть люди, которые не воспринимают подобные обзоры, потому что блогеры — не профессиональные критики. Как ты к ним относишься?

— Я с ними абсолютно согласен. Другой вопрос: а кто такой профессиональный критик вообще? Но, отчасти, поэтому и занялся комиксами. Развивался мой канал активно только в 2014-2016 годах, а сейчас я плотно ушел в комиксы, поэтому позволил себе делать ролики на темы, которые мне максимально интересны. Когда мне не с кем обсудить тему, всплывшую у меня в голове из лохматых 90-х годов, пока учился в школе, то я сам создаю инфоповод.

После семи лет на YouTube ты снимаешь видео скорее для друзей, с которыми успел познакомиться за эти годы

Такие видео собирают обычно 50 тысяч просмотров, что для моего канала — средняя планка. Зато я их делаю искренне и от всей души. Времени и внимания не хватает заниматься всем одновременно. Не могу отвлекаться, пока пишу что-то одно. Перед поездкой сюда должен был написать сценарий для видео, но сосредоточиться не смог.

— Ты много прибыли получаешь от YouTube?

— Это все еще мой основной заработок. Но я отказываюсь от кучи рекламных заказов, даже когда они стоят дорого, если мне не интересно. Я успел подостыть к лёгким деньгам. Но не скажу, что совсем ничего не получаю от видео, так как продолжаю работать со своими постоянными клиентами. Они со мной давно, и мы друг друга устраиваем.

 Твои подписчики не ругают тебя за то, что берешь рекламу?

— Это осталось в 2015 году. Сейчас люди уже понимают, что так ты зарабатываешь, продолжая давать зрителям бесплатный контент. Вот я работаю с сайтом vsemayki.ru на протяжении четырех лет, да, кого-то это бесило сначала, а сегодня это сотрудничество стало мемом и воспринимается легко. Вообще у меня сложная система зарабатывания, заключающаяся в том, что я делаю все, чтобы не зарабатывать.

— Это как?

— Дело в том, что все гонорары с блога трачу на зарплату своим художникам, оплачиваю печать какого-нибудь мерча. Как только мне приходят деньги, сразу трачу их на нужные вещи. А потом отбиваю расходы, участвуя в фестивалях, где выставляю свою продукцию. Мне хватает моего заработка, я парень из провинции, который помнит свою зарплату в 12 тысяч рублей.

Сейчас я достаточно зарабатываю, но мне комфортнее иметь меньше денег, чтобы оставалось стремление

— Сейчас ты больше считаешь себя комиксистом?

— Да, я больше ушел в комиксы. Давно этого хотел, когда еще блогером не был, да вообще с детства. Идеи нынешних комиксов собирались в течение нескольких лет. Задумка комикса “Петля” родилась во времена моего киноклуба в Тамбове, куда пришел какой-то парень и предложил снять фильм. Без задней мысли и тормозов мы провели мозговой штурм, собрали несколько идей и записали их. Потом этот парень пропал, а мы решили сделать сериал. Нашли актера и по совместительству композитора, все было готово для работы, но знакомый, которого я попросил написать сценарий, превратил историю персонажа, встречающего самого себя и передающего послание из будущего, в боевик про наркотики. И я сразу сказал, что это фигня и надо переделать. Никто, конечно, ничего не переделал, и все забыли.

— В конце концов вспомнили?

— Да. В моей жизни появился художник Валентин Поткин. Я предложил ему одну идею — ему не понравилось, другую — понравилось. Делать комиксы — дело небыстрое. В 2015 году я начал работать над ними, а первый вышел год назад.

Денис Оптимисстер на данный момент стал автором пяти проектов: комикс “Шапочка”, два выпуска “Петли”, первый том комикса “Не Герой”, а также он является составителем сборника “Байки с Рылеева, 71”. Совсем скоро в печать выйдут “Байки с Рылеева, 72”.

Все спрашивают, почему я такой продуктивный. Я не такой, я просто давно вкладываюсь в свои комиксы, а сейчас они постепенно выходят в свет.

— Всегда ли ты представлял себя автором комиксов?

— Точно хотел писать. За этим и пошел на журфак, а потом сочинял что-то в своем блоге, но ничего не получалось. Когда пишешь, ждешь отдачи от читателей, и когда твоя работа не нравится им, то ты все бросаешь. Все-таки тогда моя аудитория приходила не за художественными рассказами, а за контентом о кино.

— Как на тебя реагируют другие комиксисты?

— Они ко мне относятся не очень, считая: “Какой-то блогер залез в нашу тусовку, хорошо продается и отбирает наших читателей”. Я так не считаю.

Есть комиксы, как кулинарные шедевры, есть как фаст-фуд, а мой комикс — это борщ, простой и понятный всем

Я стремлюсь к тому, чтобы люди, не интересующиеся комиксами, могли прочесть и понять, что они прочли. Не быть оригинальным только ради оригинальности. Поэтому не думаю, что я отбираю публику у комиксистов, а наоборот, привлекаю больше людей в этот мир.

— С каким трудностями сталкиваешься как автор?

— Единственная претензия в том, что я продвигаю свои работы сам. Они, конечно, уже нормально продаются, но мне хотелось бы поддержки от издательства. Но понимаю, что в России это только начинается.

Ну и двойные стандарты. Есть специализированные ресурсы, которые рассказывают про комиксы. И многие из них хвалят довольно сомнительные работы, в которых я могу указать на явные косяки сценарного плана. Но к таким авторам не придираются, потому что они “настоящие” авторы, а меня ругают за любой косяк, потому что я вчерашний блогер.

— Как вообще дела с комиксами в России?

— Все лучше и лучше. Спасибо министру культуры Владимиру Мединскому, который в мой день рождения 4 сентября сказал, что комиксы для дебилов. И я не шучу. У всех бомбануло! Но все быстро перешло в позитивное движение, зародился хештэг #ЯЧитаюКомиксы, под ним все стали высказываться. И выяснилось, что комиксы — это широкое явление, которое внезапно стало интересно всем.

Помню, как мама не одобряла мои видео и говорила найти нормальную работу. Хотя у меня была “нормальная” работа — переехав в Питер,  устроился рекламным агентом. Но после того, как на пресс-конференции, куда я попал благодаря своему YouTube-каналу, встретился с Николасом Кейджем, она признала во мне блогера. А сейчас звонит и говорит, что прочитала мою книжку. Радуется и гордится.

— Чего не хватает отечественным комиксам, на твой взгляд?

— Больше личных и искренних историй. Не надо пытаться создавать очередную супергероику.

— Читал что-нибудь из якутского?

— Только “Якутию” Евгения Федотова. Но читал давно, тогда понравилось. Было бы интересно посмотреть свежим взглядом и со всем моим опытом в этой сфере за спиной. А еще колорист у меня из Якутии — Анастасия Сыромятникова, она красила “Петлю”.

— Прошло больше года с тех пор, как вышли твои первые комиксы. Как успехи?

— Все хорошо. У первой “Петли” почти распродан уже третий тираж, суммарно 4000 экземпляров. У всех остальных нынешние тиражи идут к концу.

— У тебя были четкие планы по продаже тиражей?

— Не было никакого плана. Только желание, чтобы комиксы понравились людям. На комиксах, на самом деле, особо много не заработаешь, но для меня они — вложение в перспективу. На вторую часть “Баек с Рылеева” я потратил 256 тысяч рублей и продажей всего первого тиража эту сумму не отобью. Буду продавать мерч. Вот как на фестивалях, где бываю.

— Как часто ездишь на гик-фестивали?

— Все не считал, но за сентябрь-октябрь успел съездить в Уфу, Минск, Бурятию, а совсем недавно был в Москве. И вот Якутск. Скоро фесты в Питере, Москве, Астрахани, а потом опять в Москве.

— Когда ты бываешь в новом городе, для тебя это больше как галочка в списке или стараешься узнать культуру?

— Сейчас точно второй вариант. Я побывал в Бурятии, и мне понравились их обычаи, истории о шаманах, городские легенды. У меня как раз есть сборник ужастиков “Байки с Рылеева, 71”, где все истории происходят в моем Тамбове. Я бы хотел расширить географию Вселенной Баек и сделать отдельные книжки про Бурятию и Якутию, если найду энтузиастов здесь, с которыми можно сотрудничать. Надо развивать русский комикс.

— Фестиваль в каком городе ты бы особо отметил?

— Если честно, самый крутой фест в этом году, кроме ComicCon Russia — он всегда прекрасен, был не в России. В Нур-Султане. 

— Чем отличился Нур-Султан?

— Самой отзывчивой аудиторией. Кстати, нечто подобное я словил здесь, в Якутске, два года назад. Потому и вернулся. Фестиваль делают люди. Гик-фесты — потрясающие по наполненности мероприятия, но если организаторы не вкладываются в рекламу и не привлекают посетителей, то все проходит сухо, без эмоций.

— А как тебе якутский гик-фест?

— В Якутии грамотно рассчитывают не только на рекламу от приглашенных гостей и силу их Instagram, где они расскажут о своем участии в фесте, и все сразу сбегутся туда. Организаторы продвигают фест баннерами, плакатами, упоминаниями в СМИ — так и надо! В основном происходит наоборот — зовут известного блогера, надеясь, что только это одно и приведет весь народ.

В целом фестиваль прошел хорошо, единственное, что могу еще пожелать — расширять и продвигать аллею авторов, чтобы люди знали о них. Видел, как в этом году многие авторы просто уходили со своих мест, потому что никто не покупал комиксы и не заказывал скетчи.

— Ты занимаешься столькими вещами одновременно. Не хотел все бросить и найти стабильный заработок?

— У меня бывали довольно неприятные конфликты, которые я не хотел бы тиражировать, но все это меркнет по сравнению с депрессией, которая произошла этой весной. Я все время смеялся над людьми, которые говорят, что у них депрессия. Мне казалось, что это что-то надуманное. Но у меня случилось такое, что я не мог встать с дивана целую неделю. Просто не оказалось сил. Ноги не двигались. Не могу сказать, что именно произошло, но есть предположение, что просто все сразу навалилось. Я устал от постоянной критики, желания продвинуть свои и чужие комиксы, траты энергии на бессмысленные переговоры. Ходил по врачам, физически со мной было нормально.

— Как ты справился с этим?

— Не знаю. Как обычно заставил себя делать что-то. Живу по принципу: “Бросаешься в воду — там потом сам выплывешь”. Я никогда не уверен в том, что справлюсь с чем-то, все просто получается. Все мучаются, когда действительно хотят сделать что-то крутое. Это нормально. Нужно просто иногда отдыхать от этого. А потом снова идти к цели!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Ключевые слова
24 ноября 24.11
  • -24°
  • $ 102,58
  • 107,43

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: