Якутская топливно-энергетическая компания собирается построить завод по глубокой переработке газа стоимостью более $1 млрд, чтобы поставлять продукцию в Азию. Об этом сообщает издание Ведомости.
Напомним, компания ЯТЭК, которая входит в группу «Сумма», разрабатывает в республике Средневилюйское и Мастахское газоконденсатные месторождения и поставляет потребителям газовое топливо.
Теперь компания решила расширить сферу применения добываемого газа. Не получив доступа к экспортному газопроводу в Китай, ЯТЭК решила производить из газа метанол. «Мощность первой линии завода составит 5000 т в сутки (около 1,75 млн т в год). Проект направлен на удовлетворение потребностей в метаноле со стороны рынков стран Северо-Восточной Азии», – указала компания.
Как сообщил «Ведомостям» гендиректор Якутского газоперерабатывающего комплекса (ЯГПК), компании – оператора проекта, Денис Соломатин, стоимость строительства завода составит «более $1 млрд». Он добавил, что точнее стоимость планируется определить к концу этого года. К реализации проекта ЯТЭК планирует привлечь стратегического инвестора, также предполагается использовать проектное финансирование.
Мечта об экспорте
В 2016 году австралийская Skyland Petroleum Limited вела переговоры о покупке Мирнинского лицензионного участка углеводородов у ЯТЭК за $100 млн, сообщалось в презентации Skyland Petroleum. Она рассчитывает, что к 2019 году якутский проект будет приносить доход в 100 млн долларов в год, а к 2021 году – более 400 млн. долларов. Skyland Petroleum ориентировалась на растущий китайский рынок нефти и газа и надеялась получить доступ к трубопроводным поставкам углеводородов в Азию.
Невозможность расширить рынок сбыта – основная головная боль независимых производителей газа в Якутии. Выходом для них мог бы стать доступ к строящемуся «Газпромом» экспортному газопроводу «Сила Сибири». Во время встречи «Газпрома» с правительством Якутии в июле 2017 года рассмотреть такую возможность предлагал министр промышленности и геологии республики Андрей Панов. Но «Газпром» настаивает на том, что доступ независимых производителей к экспортной трубе нецелесообразен. Зампредседателя правления «Газпрома» Валерий Голубев отмечал, что возможности «Силы Сибири» ограничены контрактом с Китаем (38 млрд куб. м в год) и о дополнительных источниках газа для магистрали говорить пока «преждевременно».
В 2016 году независимые производители газа в Якутии добыли около 2 млрд кубических метров газа, из которых на долю ЯТЭК приходится около 1,7 млрд куб. м (86%). Общие запасы газа ЯТЭК оцениваются в 400 млрд куб. м. Запуск завода по производству метанола позволит ЯТЭК увеличить добычу газа почти вдвое, на 1,4 млрд куб. м в год.
Где будет завод?
Строить завод ЯТЭК планирует на восточном берегу реки Лены, рядом с поселком Нижний Бестях. Предполагаемые сроки старта производства – начало 2022 года. Более трети (около 600 000 т) мощности уже предварительно законтрактовано японскими покупателями, сообщает компания.
«До конца 2017 г. мы рассчитываем заключить предварительные соглашения на остальные объемы. Отгрузка готового метанола будет комбинированной. Часть продукции будет доставляться цистернами. Их мы можем арендовать на рынке. Кроме того, планируется построить около 3000 танк-контейнеров. Сейчас мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами в подвижной парк, но, если возникнет необходимость, готовы построить его сами», – уточнил гендиректор Якутского газоперерабатывающего комплекса Денис Соломатин.
Строительство производства по глубокой переработке газа – единственный вариант, при котором ЯТЭК может нарастить добычу газа, считает генеральный директор «Метапроцесса» Кирилл Лятс: «Другого способа монетизировать газ у компании нет. Но перспективность строительства именно метанольного завода кажется сомнительной».
Это не первый подобный проект ЯТЭК, но ни один из них так и не был реализован, напоминает эксперт. «Проблемой может стать очень дорогая логистика. Мировые цены на метанол колеблются в диапазоне $200–300 за тонну, кроме того, в Китае достаточно мощностей по его производству. С учетом затрат на доставку метанола из Якутии проект вряд ли будет экономически эффективен», – предполагает Лятс.
Относительно высокая доля логистических затрат в конечной стоимости продукции с избытком компенсируется наличием собственного сырья, не согласен гендиректор ЯГПК. «Недозагруженность железнодорожной ветки Якутск – Нерюнгри позволяет нам рассчитывать на предоставление скидки к тарифу. С учетом затрат на производство и доставку себестоимость метанола с доставкой до Шанхая составит около $160 за 1 т, из которых около $100 – логистические расходы», – говорит Соломатин.
В 2016 г. промышленное потребление метанола в Китае составило порядка 60 млн т, из них 10 млн т страна импортировала из США, стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, напоминает Соломатин. «Конкурировать с нами по цене смогут разве что ближневосточные проекты. Поэтому свою долю рынка мы в любом случае получим», – уверен он.
Если проект ЯТЭК будет реализован, завод может стать самым крупным метанольным производством в России. В 2016 году в России было произведено чуть менее 4 млн т метанола. Внутреннее потребление составило около 3 млн тонн, большая часть экспорта пришлась на Финляндию. В страны Азии и Тихоокеанского региона российские производители метанол пока не экспортируют.
Планы ЯТЭК по развитию газоперерабатывающего производства прокомментировали в правительстве Якутии. «Сейчас изучаются вопросы современных технологий глубокой переработки газа, рынки сбыта, ведутся переговоры с потенциальными инвесторами. Затем свое слово должны будут сказать эксперты: экономисты, экологи и другие более узкие специалисты», — сообщил министр промышленности Андрей Панов.
Глава ЯТЭК Рубен Геворкян: Люди должны жить достойно
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: