Республика Саха (Якутия) вошла в ТОП-10 исследования ИРП «Лучшие практики регионов России в поддержке самозанятых и их самоорганизации через платформенную экономику». География исследования включает в себя более 70 субъектов, сообщили ЯСИА в пресс-службе Института региональных проблем.
27 сентября 2021 года на площадке РБК Институт региональных проблем презентовал исследование «Лучшие практики регионов России в поддержке самозанятых и их самоорганизации через платформенную экономику». В обсуждении результатов исследования приняли участие представители Федеральной налоговой службы, Общероссийского народного фронта и общественной организации «Опора России».
Исследование рынка самозанятости сейчас, как никогда, актуально. По словам Владимира Мальцева, начальника, управления оперативного контроля ФНС России, на данный момент в России более 3 100 000 человек зарегистрированы в качестве самозанятых. Они заработали свыше 620 млрд рублей и уплатили налогов — более 20 млрд рублей. Каждый день численность самозанятых увеличивается на 5,5 тысяч человек.
География исследования включает в себя более 70 субъектов. Отобранные авторами 10 лучших практик относятся к 9 исследуемым субъектам (Московская, Ярославская, Ленинградская, Архангельская, Тюменская, Самарская области и Республики Крым, Бурятия и Саха).
Исследователи выделили четыре главных направления, по которым регионы реализуют собственные инициативы в области поддержки самозанятых:
- На первом месте по эффективности и числу лучших практик – поддержка самозанятых через их вовлечение в платформенную экономику, в том числе создание региональных платформ предложения товаров и услуг. Здесь в лидерах Ярославская, Московская и Самарская области, а также Татарстан.
- Следом идут инициативы в области технологической и цифровой поддержки. Здесь специалисты ИРП особо выделяют уникальные практики Ленинградской области и республики Саха(Якутия).
- Еще одно направление региональных инициатив – комплексные решения, одновременно решающие задачи социальной сферы и поддержку новой экономики. Примечателен опыт республики Бурятия и Самарской области по сочетанию форматов социального контракта и самозанятости, а также уникальный Крымский опыт передачи неиспользуемых активов экономики в собственность самозанятым.
- Кроме того в исследовании присутствуют законодательные инициативы регионов направленные на регулирование тех отраслей, где самозанятые и платформы работают. В частности, специалисты Института региональных проблем отметили инициативу архангельских депутатов по распространению на самозанятых «северных» правил начисления страховой пенсии и инициативу тюменского законодательного собрания об уравнивании в экономических правах.
Дмитрий Журавлев, научный руководитель ИРП, отметил, что регионы в своих инициативах опережают федеральный центр, где до сих пор зачастую топчутся в попытках «впихнуть» новые формы занятости в советский, по своей основе, действующий Трудовой кодекс. Регионы не просто решают задачи поддержки платформенной занятости и самозанятых, но и навязывают центру активную законодательную повестку.
В ближайшее время ИРП в составе рабочей группы планирует оказывать помощь Центру стратегических разработок, который сейчас проводит своё независимое исследование платформенной занятости.
Также участники мероприятия предложили создать постоянно работающую координационную группу по обобщению практик, возникающих в ходе эксперимента со специальным налоговым режимом самозанятых, и предельно деликатного формулирования предложений к его усовершенствованию. Рабочая группа должна помочь организовать открытый диалог между федеральными и региональными властями, бизнесом и общественными организациями, научными школами и самозанятыми. Во время обсуждения не раз звучало, что всех бы устроило, если этой площадкой окажется Центр стратегических разработок.
В качестве примера нормы регулирования, которая требует гармонизации Марина Блудян, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», обозначила проблему с таксистами: «Граждане, использующие специальный налоговый режим, получить лицензию не могут. В результате таксисты либо регистрируют «пустышки» ИП, на ИП получают лицензию, а деятельность ведут как самозанятые. Либо идут к ненужным в бизнес-процессе посредникам, тем же таксопаркам и ИП с лицензией».
Блудян предложила законодательный запрет на любые изменения в регулировании самозанятых продлить как минимум до 2029 года. Ее предложение не вмешиваться в законодательство о самозанятых поддержали другие участники дискуссии, в том числе эксперты Института региональных проблем, ФНС и ОНФ.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: