Вчера, 6 марта, в Русском театре им. Пушкина состоялась премьера спектакля «Не все коту масленица» по пьесе великого Александра Островского. Корреспондент ЯСИА уловил режиссерское переосмысление классики, оценил игру актеров и сдержанность декораций.
Отметим, что для пьесы этот год является юбилейным — 150 лет назад драматург закончил работу над пьесой, и в том же году, в октябре, она впервые была поставлена на сцене московского Малого театра.
Сюжет «Не все коту масленица» типичен для Островского: есть у нас молодая девушка Агния, сердце и внимание которой пытаются привлечь двое мужчин — молодой, но без «солидного капитала за душой» Ипполит, а второй — старый и с противным характером мужчина, но богатый купец Ахов. Она должна выбрать — прислушаться к зову сердца или разума? При этом Агния нацелена на замужество. В этом она видит своё предназначение и решение многих проблем, особенно финансовых. В XIX веке это было нормой, как, впрочем, и сейчас. Родители советовали молодоженам обращать внимание на обеспеченность пары и семьи суженого в целом. Кто бы хотел, чтобы его ребёнок жил в постоянной нужде?!
Согласитесь, ситуация может быть знакомой и близкой для многих людей, которые из-за узкого понимания счастья («Вот будут деньги и стану счастливым!») загоняли себя в «золотую клетку». И наиболее полно данная тема раскрывается с помощью купца Ахова, который привык решать с помощью денег вопросы любого характера, в том числе и «любовные». Свою долю противоположного мнения, что деньги не смогут решить всех вопросов и подарить счастье, вставляет Дарья Федосеевна Круглова — мать Агнии. Она, испытав на себе всю горечь подобных действий, хочет для дочери иной жизни и вразумить ее принять предложение бедного Ипполита.
При этом стоит заметить, что режиссёром-постановщиком Андреем Габышевым в пьесу была вставлена свежая деталь — самостоятельность и сила женщины. Наверное, для некоторых зрителей деталь так и останется незамеченной, но наш корреспондент увидел в этом послание: нельзя зависеть от кого-то, если ты сама можешь сделать шаг в решении проблемы. Да и на протяжении всего спектакля можно заметить то, что именно женские образы не только двигали сюжет, а именно руководили им. Чувствуется попытка переосмысления гендерных ролей, навеянных традиционно патриархальным обществом. Повестка, кстати, на сегодня довольно актуальна.
И тут нельзя не восхититься тем, что сцена практически пуста, не изобилует декорациями. Следует сказать, что решение хорошее. Все внимание приковано к действиям и диалогам персонажей, мастерски отыгранных артистами Русского театра им. Пушкина. Все кажется естественным, живым, комичным и одновременно тяжёлым, заставляя зрителей рефлексировать. Екатерина Зорина, Ксения Зыкова, Владимир Кропотов, Владислав Мичурин, Алла Бузмакова и Наталья Лукьянова смогли украсить своей игрой и без того гениальные диалоги. В этой части отметить кого-то отдельно невозможно. Все справились с ролями на «отлично».
Следует сказать, что спектакль играется в два состава и сегодня волшебство сцены без изобилия декораций представят Дмитрий Трофимов, Елена Сулак, Александр Кабунов, Евгения Адамчук и другие.
Для тех, кто подзабыл классику, напомним и поясним: жанрово спектакль относится к комедии. Но комедия эта не изобилует шутками ниже пояса, как это принято во многих других произведениях — от стэндапа до фильмов. Они чисто бытовые, ситуативные и при этом вкусные. Чем-то уровень юмора может напомнить старые фильмы золотой эры Голливуда, европейского кинематографа или всеми любимых советских кинокартин. Поэтому остаться без положительных эмоций после просмотра пьесы — невозможно.
Фото: Мария Васильева, ЯСИА
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: