Русское географическое общество совместно с Минобороны России завершили первый этап экспедиции по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска — Сибирь (Алсиб). 4 сентября стартует очередной этап совместной экспедиции по исследованию аэродромов, располагавшихся западнее Якутска, в Иркутской области и Красноярском крае, передает ЯСИА.
В историческом зале Национальной библиотеки Якутии прошла пресс-конференция по итогам проведения первого этапа экспедиции РГО и Минобороны России по обследованию аэродромов воздушной трассы Аляска — Сибирь (Алсиб). С 27 июля 2021 года специалисты изучили состояние 11 аэродромов в Чукотском автономном округе, Магаданской области и на востоке Якутии. Впереди – исследования на аэродромах, располагавшихся западнее Якутска, в Иркутской области и Красноярском крае.
В годы Великой Отечественной войны Алсиб был авиакоридором, соединяющим США и СССР. Аэродромы трассы Фербенкс (Аляска, США) – Красноярск выступали перевалочными пунктами для поставок американских боевых самолётов по договору ленд-лиза. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки – за пять-восемь месяцев. С 1942 по 1945 год по Алсибу наши войска получили около восьми тысяч самолётов, сыгравших важную роль в Победе.
27 июля 2021 команда специалистов из РГО, Экспедиционного центра Минобороны России, Центра изучения современной истории и других организаций вылетела на Дальний Восток, чтобы изучить особенности строительства исторических аэродромов, проанализировать их современное состояние и перспективы дальнейшего использования. Несмотря на подчас экстремальные природные и климатические условия, посадочные полосы использовались долгие годы после войны, а некоторые пригодны для эксплуатации и по сей день. При этом такая всесторонняя работа по их изучению проводится впервые.
В ходе экспедиции изучены аэродромы Чаплино, Уэлькаль, Танюрер, Анадырь (Горка), Марково, Омолон, Зырянка, Сеймчан, Сусуман, Оймякон (Томтор), Хандыга. По каждому собраны архивные данные, проведена фото и видеофиксация, нанесены на карту места падения обнаруженных самолетов. В составе экспедиционной группы работают 30 человек: топографы, геодезисты, геофизики, геологи, историки, метеорологи и т.д. Снимается учебный фильм, делаются художественные зарисовки местности. Немаловажная часть экспедиции – увековечение памяти лётчиков, погибших при перегонах самолетов. Впереди обследование исторических аэродромов в Якутске, Олёкминске, Витиме и Киренске. Полевой сезон этого года завершится 10 сентября.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: