Три года до вскрытия: На Буранном завершилась геологоразведка

К вскрышным работам на месторождении планирут приступить в конце 2021 года
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

До начала активной разработки Томторского месторождения остается все меньше времени. Так, до начала вскрышных работ ждать остается три года. Корреспондент ЯСИА побывала на участке «Буранный» и посмотрела, как там обстоят дела.


Только в открытую

От деревянного настила, выполняющего на «Буранном» роль вертолетной площадки, ведут многочисленные мостки к жилым вагончикам, кернохранилищу и другой нехитрой пока инфраструктуре вахтового посёлка.

«Почва здесь очень топкая, после дождей ходить практически невозможно», — поясняет управляющий директор компании «Восток Инжиниринг» Сергей Сергиенко.

Компания «Восток Инжиниринг», которая в 2014 году выиграла конкурс и получила лицензию на разработку «Буранного», является дочкой ООО «ТриАрк-Майнинг» — совместного предприятия группы ИСТ и «Ростеха». Именно они являются главными акционерами проекта.

Три года назад, когда детали освоения месторождения только обсуждались, представители «Восток инжиниринг» говорили как об открытом, так и о подземном шахтном методе добычи руды. Однако сегодня уже понятно – ни о каких шахтах на «Буранном» речи быть не может. Неустойчивый, топкий грунт и расположенные близко к поверхности залежи руды делают закрытый способ добычи невозможным. Поэтому остается только открытый способ и только зимой.

«Почему зимой? Сами видите, место тут болотистое. Когда все растает, никакой экскаватор не пойдет. Поэтому все работы будут вестись только зимой. Летом — полуконсервация и откачка воды», — продолжает Сергиенко.

Как признают в компании, разработка томторского проекта заняла больше времени, чем планировалось — первоначально первую руду рассчитывали получить уже в 2020 году. Свою роль сыграли и сложная логистика, и уникальный состав томторской руды, и экстремальные климатические условия. Сегодня большая часть этих вопросов снята – утверждена логистика, решен вопрос с местом переработки. Остается только технология. Чтобы получить из руды окончательный продукт – феррониобий и концентрат редкоземельных металлов — пришлось искать новые способы обработки и извлечения редких металлов, с учётом которых будет проектироваться и строиться перерабатывающее производство.

«Мы не зря три года потратили на изучение и разведку. В результате была разработана технология переработки томторской руды. Теперь мы должны воплотить ее в жизнь в промышленных масштабах. Технология – уникальна, прежде всего, потому, что уникальна сама руда. Она – дважды упорная, тяжело извлекается. Весь процесс основан на гидрометаллургии: на руду воздействуют растворами щелочи и нескольких сильных кислот, затем полученные растворы проходят несколько сложных стадий очистки. Только после этого руда сдается», — рассказывает он.

Трудности перевоза

Не менее сложным оказался и вопрос транспортной логистики. Сегодня он практически решен, но прежде чем это случилось, пришлось поломать копья. В числе первых вариантов рассматривалось обустройство автозимника на восток до поселка Джарджан и строительства там новой причальной стенки на берегу Лены. Далее водным и наземным транспортом руда должна была перевозиться до места назначения, на тот момент — еще неизвестное.

Спорный маршрут: В Качикатцах обсудили перевозку руды с Томторского месторождения

Два года назад широкий резонанс вызвал проект транспортировки через поселок Качикатцы, согласно которому, руда сначала должна была вывозиться по автозимнику до перевалочного пункта Приленский, складироваться там до весны и, с началом весенней навигации, речным транспортом доставляться до причала, который планировалось построить в полутора километрах от Качикатской переправы. Далее груз автомобильным транспортом доставлялся бы до станции «Кердем», оттуда – по железной дороге к месту переработки.

Этот вариант вызвал бурю возмущения среди якутских депутатов и экологов-общественников, которые поспешили заявить об экологической угрозе. Однако шум оказался преждевременным, от этого варианта в итоге отказались. Как говорит Сергиенко, в том числе, из технико-экономических соображений.

«Мы изначально рассматривали пять-шесть вариантов, смотрели во все стороны. Почему-то вариант с Качикатцами преподнесли как утвержденный, хотя это было не так. После детального изучения мы поняли, что он нам не подходит. Самый оптимальный утвердили», — рассказывает он.

Сегодня о транспортном вопросе говорят как о решенном. После экономических расчетов и взвешивания всех рисков был выбран маршрут через Хатангский порт. Туда руда будет доставляться автозимником, который пройдет через Анабарский район. Компания выбрала наиболее короткий маршрут по территории республики. При строительстве трассы на восток, в сторону реки Лены, протяженность зимника составила бы 439 км, а сейчас протяженность маршрута по территории Якутии — 180 км. На пути нет рек, дорога не пройдет через населенные пункты и не затронет особо охраняемые природные территории. Единственная ледовая переправа на реке Анабар планируется в районе минимальных глубин (1,5–2 метра).

Из Хатанги по Севморпути руда будет доставляться в Архангельск, где есть выходы на железнодорожные терминалы. Оттуда по железной дороги ее будут доставлять к месту назначения. Оно также уже известно – это город Краснокаменск в Забайкальском крае. К 2022 году специально для переработки руды с «Буранного» там будет построен гидрометаллургический комбинат.

На самом «Буранном» ГОКа не будет. Впрочем, его не планировали изначально   – слишком серьезных инфраструктурных решений потребовал бы такой вариант.

«Мы ограничимся только добычей. Здесь руда будет проходить первичную обработку — дробление, сушку, упаковку в биг-бэги. Вся дальнейшая переработка будет осуществляться в Краснокаменске», — рассказывает Сергиенко.

Для выбора Краснокаменска у компании тоже были свои резоны. Это — устоявшийся промышленный центр, там есть специалисты и технологи, которые смогут обеспечить работу нового предприятия.

На самом месторождении будет построен горнодобывающий комбинат. Обслуживать его будет горняки, всего порядка 500 человек. Остальные работы планируется отдать на откуп местным компаниям. Это – строительство автозимника, организация питания, перевозка грузов. Здесь предпочтение будет отдаваться местным предпринимателям, в первую очередь, из Оленекского и Анабарского улусов.

Но это – в будущем, пусть и ближайшем. Пока же на Буранном — тихо. Из людей здесь живут только вахтовики, сейчас работают четыре человека – дизелисты и рабочие, все — из Оленька. Вместе с нами на участок прилетела смена — Николай Николаев и Андрей Пахомов. Говорят, что работа нравится – спокойно, тайга и рыбалка. Плюс спутниковое телевидение и вай-фай.

Вахта меняется каждые три месяца. В сезон приезжают геологи и экологи, которые ведут разведку и экологический мониторинг. Разведка месторождения в прошлом году завершена, со следующего года начнутся проектно-изыскательские работы и строительство объектов производственной инфраструктуры.

Допустимая радиация

Под понятие производственных объектов на Буранном, наверное, попадает пока только кернохранилище, где хранятся образцы руды с месторождения. По пути к нему на глаза попадаются часы с дозиметром, установленные на одном из вагончиков. Их поставили практически сразу, радиоактивный фон – вопрос, который больше всего тревожит жителей Оленекского района.

Депутат Госсобрания Ил Тумэн Елена Голомарева в прошлом году месяц прожила на Буранном. Признается, что поначалу тоже опасалась – всю еду и собранные дары природы проверяла индивидуальным дозиметром. Потом перестала – собирали грибы, рыбачили уже без опаски.

Хотя и экологи, и геологи в один голос уверяют, что радиационный фон – природный и находится в пределах нормы, тревога остается. Поэтому компания установила дозиметры как на самом участке, так и в поселках — Жилинде и Оленьке.

Дозиметр на вагончике показывает 10 мкР/ч  при норме — до 50 мкР/ч. В кернохранилище, где в деревянных ящиках хранятся образцы руды, взятые геологами, показатели уже выше. У министра экологии Якутии Сахамина Афанасьева высвечивается 18 мР/час. У Сергиенко на соседнем ящике показывает – 47. «Почему так? Может, руда отличается», — пожимает плечами Сергиенко.

Как бы то ни было, оба показателя — в пределах нормы. С началом вскрышных работ уровень радиации, скорее всего, повысится, но, как говорят, специалисты компании — незначительно и будет таким же как у кернов. Министр экологии Якутии Сахамин Афанасьев считает, что на текущий момент опасности нет — санитарные и экологические нормы на участке отвечают требованиям безопасности. Не прогнозирует он ее и в будущем, учитывая, что фон образцов руды, взятой из глубин, не выходит за границы природной нормы.

«Если бы радиационный фон зашкаливал, мы бы забили тревогу и это был бы спецобъект», — говорит он. Тем не менее, после начала вскрышных работ, в любом случае, за участком будут вестись наблюдения. — «Конечно, технические, технологические, санитарные требования производственные будут исполнены. За этим будут следить контрольно- надзорные органы, которые в рамках программы природоохранных требований будут контролировать это предприятие. Месторождение находится вдалеке от населенных пунктов, принятый вариант логистики без транзитного проезда через населенные пункты удовлетворяет компанию, и местное население. Радиационные и санитарные нормы позволяют транспортировать руду в биг-бэгах. Что касается техногенного воздействия – его, конечно, не избежать. Но мы будем требовать от предприятия разработки комплексного плана природоохранных мероприятий по всем природным сферам, размещению отходов. Будем согласовывать и ОВОС, и программу радиационной безопасности. Компания будет платить все обязательные природоохранные платежи, из них – 55% будут идти в доход местного бюджета».

Не только тревоги

С началом разработки Томторского месторождения в Оленекском улусе связывают не только тревоги, но и надежды. Прежде всего, на социально-экономическое развитие района.

По словам Сергея Сергиенко, запасов на Буранном хватит на 150 лет, хотя и оговаривается, что редкоземельные металлы – не алмазы, и рассчитывать на то, что они будут приносить сверхприбыли, вряд ли стоит. Сейчас цены на редкоземы диктует Китай, который является главным экспортером на мировом рынке.  Да и цель разработки Томтора – не экспорт, а обеспечение внутренних потребностей, прежде всего, предприятий оборонной промышленности и высокотехнологичных отраслей. И только в случае появления излишков, они будут выводится на международный рынок.

«Проект, конечно рентабельный, но не такой прибыльный, как, например, алмазодобыча. По расчётам его окупаемость составит 18-20 лет», — говорит он. Уже сейчас инвестиции в логистику и горнодобывающее предприятие достигли двух с половиной млрд рублей, а к 2022 году они составят порядка семи млрд. Общая инвестиционная стоимость проекта оценивается в 42,5 млрд рублей.

При этом, уточняет Сергиенко, проект реализуется целиком за счет частных инвестиций, без участия государственных средств. Государство в лице «Ростеха» выступает одним из акционеров проекта, но его вклад больше организационный – именно оно является основным партнером и гарантирует спрос на конечный продукт.

Глава Оленекского района Александр Иванов, напротив, уверен, что за редкоземами будущее. То, что пока они не слишком дороги на международных рынках, его не смущает.

«Это пока. Но в любой момент цена на них может подняться. Поэтому для нас это — хорошая инвестиция, с которой мы связываем социально-экономическое развитие района. Специфика рынка меняется, и мы понимаем, что редкоземельные металлы будут скоро очень востребованы», — говорит он.

С самого начала район начал активно сотрудничать с «Восток Инжиниринг» — еще до начала работ на Буранном стороны заключили соглашение о социально-экономическом сотрудничестве.

«Отношения у нас хорошие, рабочие. Ежегодно компания выделяет нам по пять миллионов, помогает транспортом. Кроме того, она зарегистрирована в Оленьке, налоговые поступления идут в наш бюджет. Суммы пока небольшие, конечно. Но запасов на Буранном хватит на сотню лет, думаю, производство будет пользоваться спросом и рентабельность будет», — говорит он.

В перспективе район хотел бы войти в число акционеров проекта, но вопрос пока находится на уровне декларации. Как поясняют представители компании, его решение – в ведении акционеров и государства.

До начала разработки остается еще три года. Сейчас проект находится на стадии разработки технико-экономического обоснования. В течение двух последующих лет будут проведены экспертизы, выполнена ОВОС и общественные слушания. В конце 2021 года на «Буранном» начнутся вскрышные работы. А в 2022 году будет получен первый концентрат редкоземельных металлов и ниобия.

Это повод для гордости, считает министр экологии Сахамин Афанасьев: «Разработка месторождения неизбежно приведет к развитию Якутии и Оленекского района. Республика должна гордиться тем, что оно будет введено в эксплуатацию».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
28 марта 28.03
  • -11°
  • $ 92,59
  • 100,27

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: