Таланты, идеи и возможности. Почему в Якутии намерены развивать креативную экономику

В регионе принята стратегия развития несырьевой экономики, основанной на интеллектуальном потенциале человека
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

Один из самых актуальных вопросов современности – развитие креативной экономики на Дальнем Востоке. Истории успешных в мире компаний из Якутии всерьез заставляют все регионы самого крупного макрорегиона страны задуматься о смене приоритетов в экономической модели, то есть перенаправить акцент с сырьевого сектора на интеллектуальный, креативный. Почему все страны мира делают акцент на креативном секторе, что для этого нужно помимо человеческого капитала и как дела обстоят в республике — в материале ЯСИА.

Якутия является лидером IT-отрасли на Дальнем Востоке и перед руководством региона стоит задача не только выйти в лидирующие позиции по стране, но и сделать ставку на развитие креативного сектора экономики. Почему? Если присмотреться к списку самых дорогих компаний мира, то вся первая пятерка представлена исключительно технологическими компаниями (Facebook, Alphabet-Google, Microsoft, Apple, Amazon), занимающихся разработкой гаджетов, приложений, игр, онлайн-продажами или являются крупными поставщиками цифровой рекламы. Их общая капитализация превышает 7,5 трлн долларов, что в четыре раза больше капитализации пяти нефтегазовых гигантов. В чем заключается главный секрет?

Disney и Netflix, занимающиеся производством видеоконтента, также обгоняют сырьевые компании. В скором времени можно будет ожидать того, что обе компании ворвутся в десятку крупных и дорогих в мире, оставив позади уже упомянутых нефтегазовых гигантов. То же может коснуться компании Uber (лидер в сегменте пассажирских перевозок, 111 млрд долларов) и Activision Blizzard (разработка игр, 72 млрд долларов).

Креативная экономика=люди

«Креативная экономика — экономика людей. Сейчас мы живем в то время, когда продукты и многие услуги автоматизируются, становятся стандартными и какие-то прорывные вещи, высокая добавочная стоимость, что-то неповторимое создается новыми людьми, творческими. Это и есть креативный кластер, который является результатом складывающейся среды и социальной деятельности сообщества. Недаром креативные кластеры развиваются в городах. В них сосредоточены люди — активные, разнородных по видам своей деятельности, и они общаются между собой. Благодаря этому зарождаются новые идеи, инновационные решения», — отметил генеральный директор Дальневосточного фонда высоких технологий Руслан Саркисов

Поэтому компании находятся в поисках («хантят») и с большим рвением вкладываются не столько в проекты, а в людей. Талантливых, умных и креативных. Инвестиции в одного человека могут окупиться в разы, принося большие прибыли. Наверное, многим знакомы истории основателя Facebook Марка Цукерберга, CEO медиаимперии The Walt Disney Роберта Айгера, легендарного создателя «Звездных войн» Джорджа Лукаса, создателя WhatsApp Яна Кума и других не менее ярких личностей, которые, реализовав идею, смогли принести не только баснословные прибыли, но и создать сотни тысяч рабочих мест. При этом они зарабатывают не на добыче полезных ископаемых или производстве техники. Их продукт – интеллектуальный.

На территории Якутии тоже есть такие люди. Братья Ушницкие основали одну из самых крупных IT-компаний не только страны, но и Европы, производя мобильные игры. В этом году она предстанет в качестве издателя проекта другой якутской компании – Fntastic, также основанной двумя братьями, но уже Готовцевыми. Последние готовят к релизу MMO-игру The Day Before в постапокалиптическом сеттинге, которая может стать долгоиграющим хитом на примере World of Warcraft, которая приносила своим создателя (и, наверное, сейчас приносит) прибыль в размере миллиарда долларов. 

Не стоит забывать и про другую успешную компанию родом из Якутии – inDriver. Создаваясь в качестве группы независимых водителей Якутска, ребята не могли представить, что через несколько лет смогут стать глобальной компанией и составят конкуренцию одному из самых дорогих стартапов в истории – Uber. Арсен Томский со своей командой смог и продолжает доказывать факт того, что все реализуемо при правильной постановке приоритетов, задач и огромном желании. Следует также отметить, что все три упомянутые компании создают рабочие места. Суммарно речь может идти о 2500 людей. И цифры продолжат расти. 

Творить без сигналов «СТОП»

При этом стоит учитывать, что для возникновения прорывных и востребованных по всему миру продуктов помимо людей необходимы еще и комфортные условия для развития проектов. В Якутии для этого существуют институты развития в лице Технопарка, IT-парка, Фонда развития инноваций, венчурной компании «Якутия», Агентство по привлечению инвестиций и подержке экспорта республики, которые предлагают различные меры поддержки – от образовательных до финансовых. К примеру, вот уже второй год успешно действует акселерационная программа «B8».

«Мы проинвестировали в 33 проекта. Размер инвестиций в каждый из стартапов составлял около 20 тысяч долларов. Для начального этапа развития проектов – это хорошая сумма. И инвестируем мы только в те проекты, которые прошли нашу акселерационную программу «B8». Сейчас находимся на отборе пятого потока. Наш основной фокус – это IT-стартапы в предпосевной стадии. Главный критерий для отбора – это команда и масштабируемость проекта на глобальный рынок, потому что концентрация только на локальном рынке не подходит для венчурных компаний», — сообщил директор Фонда развития инноваций региона Василий Ефимов.

Если рассказать о наполнении программы, то она проходит три месяца и носит образовательный характер с практикориентированностью. По итогам успешного прохождения акселератора организаторы  устраивают для выпускников защиту проектов перед потенциальными инвесторами не только из России, но и других стран. Очень наглядным послужит пример стартапа SmartBooks Live, в рамках которого производятся книги с дополненной реальностью. Продукты на сегодня продаются по всему миру (особенно в США и Канаде) и компания «Мультидитек» под руководством Таисии Тарабукиной не останавливается на достигнутом – имеются договоренности с крупными издательствами по изданию образовательных книг и компания стала частью акселератора в Нью-Йорке.

Другие институты развития – IT-парк и Технопарк, предлагают своим резидентам площади с низкой арендной ставкой, мебель, современное и мощное оборудование, доступ к образовательным и методическим программам, мероприятиям на примере хакатонов, лабораториям, а также создают ту атмосферу, о которой упоминал Саркисов – возможность общаться с единомышленниками, коллаборировать и создавать действительно стоящие проекты. Но, конечно, необходимо и упомянуть важную роль в этом руководства региона. Принята стратегия развития и целая госпрограмма. 

IT-мания. Новое поколение

Благодаря всему описанному количество компаний растет. При этом все говорят о нехватке квалифицированных специалистов. Для решения этой проблемы открываются IT-школы, проводятся бесплатные или за приемлемую цену мастер-классы и цельные курсы, а также проводятся серьезные конкурсы, которые становятся стартовой площадкой для юных айтишников и местом отбора талантливых молодых людей. «На данный момент мы проводим конкурс «Моя профессия — IT». Если в прошлом году мы охватили 22 района республики, то в этом году – 25. Количество участников продолжает расти, и все больше детей вовлекаются в IT-отрасль. При этом надо учесть, что за счет этого растет и количество компаний, так как за 10 лет выросло целое поколение ребят, которые будучи школьниками увлеклись и пришли в Технопарк со своими стартапами. По сравнению с 2018 годом, где числились в качестве резидентов до 30 компаний, то сейчас цифра перевалила за рубеж в 120 компаний. И стоит вопрос о расширении площади. Поэтому IT-бум продолжается», — подчеркнул директор Технопарка в Якутске Петр Габышев. Отметим, что в конкурсе «Моя профессия — IT» в этом году планируется участие около 1500 школьников.

Не только про IT

Как гласит подзаголовок, креативная экономика включает в себя не только IT-отрасль, и у Якутии есть возможность развивать другие секторы – от музыки и fashion до кино и анимации. Регион уже является одним из лидеров по производству кино в стране, выпуская по 10-20 кинокартин в год. Многие из них выходят в широкий российский прокат и становятся участниками престижных кинофестивалей. Так, фильм «Царь-птица» Эдуарда Новикова получила Гран-при Московского международного кинофестиваля в 2018 году, фильм «Пугало» Дмитрия Давыдова – Гран-при «Кинотавра», фильм «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой – приз зрительских симпатий того же Московского международного кинофестиваля и претендовал на попадание в шорт-лист престижного «Золотого глобуса», а фильм «Иччи» Костаса Марсаана выходит на международный уровень. В этом плане руководством региона также предпринимаются существенные шаги – проводятся конкурсы на получение субсидий, разрабатывается концепция развития киноиндустрии в Якутии до 2035 года с краткосрочным периодом до 2025 года. В этом году фонд конкурса по поддержке мест кинопроизводства увеличен до 80 млн рублей. 

Одежда. Много талантливых дизайнеров в лице Юрия Лукина, Петра Яковлева, Анны Махаровой, Марфы Федоровой, Алены Неустроевой, Снежаны Стручковой и другие участвуют на международных показах и пользуются спросом не только в республике, но и в столице страны. Модный сектор является самодостаточным и серьезным в экономике. К примеру, компания Inditex, владеющая Zara, Pull&Bear, Bershka и другими брендами, оценивается в 92 млрд евро, оборот — около 30 млрд, а чистая прибыль составляет порядка 4 млрд. По некоторым данным, в бюджет Испании компания вносит средства в пределах 2-3% в год от общего (порядка 1-2 млрд евро). Одежда и обувь необходимы всегда — позволяют подчеркнуть социальный статус человека, его индивидуальность и удовлетворить простые эстетические потребности. Конечно, сравнивать местные бренды некорректно, но ведь все впереди.

Примеров и направлений довольно много. Каждый из них в перспективе может стать одним из основных бюджетообразующих предприятий республики. Нужны лишь условия и меры поддержки. «Внутри республики мы создали всю экосистему для того, чтобы производить мировые продукты. Мы являемся одним из тех регионов, который на правительственном уровне принял у себя концепцию развития креативной экономики. Принята госпрограмма. Сейчас совместно с «Корпорацией развития Якутии» создается креативный кластер – первый на Дальнем Востоке. Площадь объекта составит более 13 тысяч кв м, где можно будет готовить аниматоров, 3D-дизайнеров, художников, sound-дизайнеров и других. Мы понимаем, что Якутия и другие регионы Дальнего Востока находятся далеко от рынков сбыта и нам нужно производить то, что можно импортировать через интернет, который у нас повсеместно развивается», — заявил министр инноваций республики Анатолий Семенов.

Новое слово в анимации?

Стоит отметить, что на базе упомянутого креативного кластера, который носит название «Квартал труда», планируется реализовать проект по созданию анимационной студии совместно с «Союзмультфильмом». Наверное, многие замечают, что современное ее состояние не позволяет конкурировать с проектами Disney и Pixar, которые становятся лидерами проката и не дают шанса крупицам российских мультфильмов привлечь зрителя, заработать и выйти на международный прокат. При этом анимация — сложный вид искусства в плане ее создания и довольно дорогостоящее занятие. Например, проект Максима Фадеева «Савва. Сердце воина» обошёлся создателям в 1 млрд рублей, а заработал меньше 100 млн рублей, «Огонёк-огниво» при ориентировочном бюджете в 150 млн смог заработать только 21 млн рублей в прокате. А «Смешарики. Дежавю» хоть и заработал 262 млн рублей, но так и не смог покрыть затраты на производство, которое оценивают в 242 млн. Но при этом сильно развиты — в экономическом и содержательном плане, мультсериалы («Смешарики», «Маша и медведь», «Лунтик»).

Конечно, есть анимационные фильмы-исключения. Та же сага о богатырях, начиная с истории об Илье Муромце, начала зарабатывать приличную кассу. Третья картина саги при бюджете почти в 100 млн смогла заработать порядка одного млрд рублей. «Снежная королева» тоже принесла создателям неплохую прибыль, окупившись в несколько раз. Но их мало. Почему?

Первое, на что обращают специалисты, не стоит сравнивать отечественную анимацию с западной, которая развивалась на протяжении многих десятков лет. Второе, не хватает высококвалифицированных кадров. Да, как и в IT, в отрасли анимации не хватает специалистов мирового уровня. Третье, большинство студий и продюсеров не привыкли рисковать и идут по «проторенной дорожке», из года в год выпуская проекты в одной и той же вселенной, что никак не может сказаться на качестве продукта. 

В качестве одной из причин также упоминаются низкие бюджеты. В реалиях российского кино 1 млрд рублей очень большая сумма и вряд ли кто-то смог бы выделить около 15 млрд рублей (примерно столько стоят проекты Pixar) лишь на один проект. Тут необходимо решать вопрос в ином плане — техническом и содержательном. Интересных проектов мало с каждым годом, а дорогих — все больше. Поэтому с этим высказыванием нельзя согласиться. Фильм Макото Синкая, например,  «Твоё имя», снятый за 3,5 млн долларов (254 млн рублей), смог выйти в мировой прокат и заработать 352 млн (около 2,5 млрд). Красивая картинка, интересная история, маркетинговая кампания — сыграли свою роль.

Если в США и Японии анимация сразу ворвалась в мир коммерции и стала серьезным сектором экономики, то в России она находится в начале пути. Якутия, у которой начинает складываться свой собственный киноязык, может внести свежий взгляд в развитие индустрии анимации, а местные айтишники возможно смогут разработать оборудование и программу, с помощью которой при минимальных затратах можно будет создавать шедевры мирового уровня.

Даешь стриминг

Пандемия коронавирусной инфекции поспособствовала росту аудитории стриминговых сервисов — как отечественных, так и зарубежных. Это напрямую влияет на их доходы, которые выросли вдвое. Так, онлайн-кинотеатр IVI заработал по итогам прошлого года больше 8 млрд рублей, ОККО — больше 5 млрд, а относительно молодой КиноПоиск HD — почти 3 млрд рублей. И тенденция эта будет расти. Поэтому в борьбе за внимание аудитории стриминговые сервисы направляют колоссальные средства на производство оригинального контента: в этом году у ОККО выйдет сериал про Чикатило, а КиноПоиск не на шутку развернулся и подготовил сразу несколько проектов — «Пищеблок», «Топи», «Я не шучу» и другие. Для этого сервисом также был проведён марафон сценаристов совместно со школой кино «Лига кино», где были отобраны сценаристы со всей страны. Это довольно прибыльный бизнес. Тот же Netflix — золото для акционеров. Его капитализация оценивается в 230 млрд долларов.

Данный сегмент бизнеса может быть развит и в Якутии. Вот уже многие годы на площадке Sakhamovie представлены якутские фильмы. Сейчас их количество на сайте приблизилось к отметке 100 (87). Он мог бы дать начало старту региональному стриминговому сервису, который, оставаясь онлайн-кинотеатром, при должном финансировании/инвестировании смог бы за подписку предоставлять своим пользователям оригинальный и качественный контент на якутском и русском языках.

Учитывая факт того, что во время пандемии люди познали прелесть подписки на стриминг и продолжили пользоваться их услугами и население положительно воспринимает региональное кино, сервис наподобие Netflix смог бы стать популярным и дать другой толчок развития в сфере сериального производства. Конечно, в Якутии сериалы для местной телекомпании создаются, но они в основном производятся в жанре романтических комедий и мелодрам. Нет проектов уровня «Во все тяжкие», «Корона», «Клан Сопрано» и других шедевров. Но при должной идее и реализации — все возможно. Тем более последние годы говорят о том, что российскому зрителю якутское кино — глоток свежего воздуха. Почему? Зритель пресытился фильмами-событиями и сериалами-событиями, которые похожи друг на друга и не несут в себе каких-либо посылов, эмоций, эстетического удовольствия.

В заключение

По оценке Агентства стратегических инициатив, вклад креативных индустрий только региональных центров в экономику РФ составляет около 5%. Опыт Якутии за последние два года показывает, что ставка на развитие креативных отраслей экономики, которая в 2018 году была не очень однозначна для многих экспертов, доказала свою правоту. 

«Мы намерены правильно использовать те возможности, которые дает наш мощнейший сырьевой сектор, чтобы начать строить новый столп экономики – несырьевой, основанный на интеллектуальном и творческом потенциале человека. Тем более, что в Якутии живут действительно очень креативные люди. Для нас креативная экономика уже не ряд случайных проектов и естественных процессов, а системная работа по выстраиванию новой государственной политики в этом направлении», — отмечал ранее глава республики Айсен Николаев.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
20 апреля 20.04
  • -1°
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: