Основой реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ является развитие горнодобывающей промышленности
Основой реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения безопасности на период до 2035 года», утверждённой президентом России Владимиром Путиным в 2020 году, является, в первую очередь, развитие горнодобывающей промышленности. Отрадно, что поступательное движение начинается и на арктических территориях Республики Саха (Якутия).
В указанной Стратегии можно особо выделить следующие пути её реализации:
Основными направлениями в реализации Стратегии в отдалённых муниципальных образованиях (арктических районах) Республики Саха (Якутия) являются:
Стратегия будет осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств по программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
Определен хозяин подготовленного к разработке уникального золоторудного месторождения «Кючус» на Яне. В 2024 г. начнётся строительство малой атомной электростанции в Усть-Куйге. Развивается добыча золота на Куларе и на востоке Усть-Янского района с заходом в территории Аллаиховского и Абыйского районов, возрождается добыча олова на основе крупного россыпного месторождения Тирехтях.
Для эффективного обеспечения этой вновь появляющейся арктической горно-промышленной территории перевозкой грузов дорога Яна становится стратегической, а пос. Батагай будет стратегической перевалочной базой. Так же и река Яна будет использована как главная водно-транспортная артерия.
Реализация комплексной трассы «Автодорога Яна — речная Яна» будет намного проще, дешевле и эффективнее для обеспечения грузоперевозок вновь развивающегося Янского горно-промышленного комплекса, чем грузоперевозка морским путем. Дорога Яна может сыграть роль мощного генератора в социальном подъёме арктических районов и образовании новой точки экономического роста всего народного хозяйства Республики Саха (Якутия).
В последующем дорога Яна должна стать дорогой федерального значения. Поэтому скорейшее строительство круглогодичной автомобильной дороги Яна является стратегической задачей для выполнения поставленных программных задач правительства Российской Федерации по развитию Арктических территорий Республики Саха (Якутия).
При осуществлении этой задачи станут транспортно доступными и рентабельными для промышленного освоения многие объекты недропользования с золотом, сурьмой, серебром, кобальтом, оловом, вольфрамом, медью и другими полезными ископаемыми на территории Верхоянского, Усть-Янского, Абыйского и Аллаиховского районов.
Дорога Яна станет «сквозным коридором» для обеспечения жизненно важными продуктами и товарами этих районов. Появится возможность использования в этих районах не только металлических полезных ископаемых, но и местного энергетического сырья в виде каменного и бурого угля, торфов, а также полудрагоценных цветных камней и организации этнографическо-туристических комплексов, а также месторождений каменного угля в Селенняхской впадине Абыйского района. Повышаются перспективы геологоразведочных работ на нефть и газ в Индигиро-Колымской низменности, основанные на проявлениях притоков метана по скважинам на правобережии р. Индигирки.
АО «Полиметалл» начинает строительство дороги от с. Тополиного до рудника «Прогноз» и с. Барылас протяженностью 350 км. Главой и правительством республики рассматривается возможность продолжения строительства дороги Яна от с. Барылас до г. Верхоянска (до автотрассы Верхоянск – Батагай), протяженностью 260 км.
С точки зрения ландшафтно-гидрологических, инженерно-геологических и социально-экономических аспектов проложение автотрассы Яна наиболее выгодно с пос. Тополиное по левому борту рч. Имнекан с выходом на водораздельные междуречия рек Хунхада — Дербеке, Сартанг — Нельгесе, Сартанг — Борулах, Сартанг — Мангы и соединение с автотрассой Верхоянск — Батагай. Такой маршрут обходит широкие болотистые долины и проходит по слабо увалистому низкогорному рельефу с редколесьем. При этом благоприятные инженерно-геологические условия обусловлены мелким почвенно-растительным слоем, под которым вскрываются выветрелые щебнистые коренные породы, наличием строительных материалов вдоль трассы. Это намного упрощает и удешевляет строительство дороги. Такое расположение автотрассы решает и вопросы обеспечения дорогой Барыласского, Сартанского, Арылахского, Дулгалахского и Суордахского наслегов Верхоянского района.
Автор: Руслан Протопопов, заслуженный геолог РС (Я),
кандидат геолого-минералогических наук.
Подборка публикаций за пятницу
Гороскоп на субботу, 23 ноября
Игорь Юргин заявил о необходимости разработки программы для доступности первичной психологической помощи
В Якутске прошла очередная конференция отделения партии
Экспертиза показала, что алкоголь не соответствует ГОСТу
Андрей Герасименко делает мужские и женские стрижки, а также колористику волос