Строительство автодороги "Яна" - стратегическая задача для развития арктических районов Якутии

Основой реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ является развитие горнодобывающей промышленности
17:27, 02 декабря 2021
Текст:

Основой  реализации «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения безопасности на период до 2035 года», утверждённой президентом России Владимиром Путиным в 2020 году, является, в первую очередь, развитие горнодобывающей промышленности. Отрадно, что поступательное движение начинается и на арктических территориях Республики Саха (Якутия).

В указанной Стратегии можно особо выделить следующие пути её реализации:

  • Внедрение специального экономического режима, способствующего переходу к экономике замкнутого цикла, осуществлению частных инвестиций в проведение геологоразведочных работ, созданию новых и модернизации действующих промышленных производств;
  • Предоставление инвесторам государственной поддержки при осуществлении ими капитальных вложений в объекты транспортной, энергетической и инженерной инфраструктур;
  • Разработка и реализация программы геологического изучения Арктической зоны;
  • Строительство и реконструкция автомобильных дорог местного значения, в том числе в населённых пунктах, расположенных в отдалённых местностях.

Основными направлениями в реализации Стратегии в отдалённых муниципальных образованиях (арктических районах) Республики Саха (Якутия) являются:

  • Комплексное развитие арктических территорий бассейнов рек Анабар, Оленек, нижнего течения р. Лена;
  • Комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне р. Яны, предусматривающих строительство объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение минерально-сырьевой базы твёрдых полезных ископаемых Янского бассейна, в том числе золоторудного месторождения «Кючус», месторождения серебра «Прогноз», оловорудных месторождений Депутатского и Тирехтях;
  • Комплексное развитие арктических территорий Индигирки и Колымы;
  • Создание сети торгово-логистических центров для обеспечения завоза топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров в отдалённые населённые пункты.

Стратегия будет осуществляться за счёт бюджетных и внебюджетных средств по программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».

Практическая реализация Стратегии и программы социально-экономического развития Арктической зоны РФ начинается. Крупнейшая компания АО «Полиметалл» через год приступает к разработке полиметаллическо-серебряного месторождения «Прогноз» в Верхоянском районе, а сейчас она начинает разработку уникального золоторудного месторождения «Нежданинское».

Определен хозяин подготовленного к разработке уникального золоторудного месторождения «Кючус» на Яне. В 2024 г. начнётся строительство малой атомной электростанции в Усть-Куйге. Развивается добыча золота на Куларе и на востоке Усть-Янского района с заходом в территории Аллаиховского и Абыйского районов, возрождается добыча олова на основе крупного россыпного месторождения Тирехтях.

Для эффективного обеспечения этой вновь появляющейся арктической горно-промышленной территории перевозкой грузов дорога Яна становится стратегической, а пос. Батагай будет стратегической перевалочной базой. Так же и река Яна будет использована как главная водно-транспортная артерия.

Реализация комплексной трассы «Автодорога Яна — речная Яна» будет намного проще, дешевле и эффективнее для обеспечения грузоперевозок вновь развивающегося Янского горно-промышленного комплекса, чем грузоперевозка морским путем. Дорога Яна может сыграть роль мощного генератора в социальном подъёме арктических районов и образовании новой точки экономического роста всего народного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Согласно принимаемой «Транспортной стратегии РФ» дорога Яна подпадает под «наиболее значимые проекты в сфере транспортной инфраструктуры» как главная дорожно-транспортная опора в развитии горнодобывающей и энергетической отраслей в Арктической зоне. Только государственно-частное партнёрство с недропользователями и энергетиками может ускорит её строительство.

В последующем дорога Яна должна стать дорогой федерального значения. Поэтому скорейшее строительство круглогодичной автомобильной дороги Яна является стратегической задачей для выполнения поставленных программных задач правительства Российской Федерации по развитию Арктических территорий Республики Саха (Якутия).

При осуществлении этой задачи станут транспортно доступными и рентабельными для промышленного освоения многие объекты недропользования с золотом, сурьмой, серебром, кобальтом, оловом, вольфрамом, медью и другими полезными ископаемыми на территории Верхоянского, Усть-Янского, Абыйского и Аллаиховского районов.

Дорога Яна станет «сквозным коридором» для обеспечения жизненно важными продуктами и товарами этих районов. Появится возможность использования в этих районах не только металлических полезных ископаемых, но и местного энергетического сырья в виде каменного и бурого угля, торфов, а также полудрагоценных цветных камней и организации этнографическо-туристических комплексов, а также месторождений каменного угля в Селенняхской впадине Абыйского района. Повышаются перспективы геологоразведочных работ на нефть и газ в Индигиро-Колымской низменности, основанные на проявлениях притоков метана по скважинам на правобережии р. Индигирки.

АО «Полиметалл» начинает строительство дороги от с. Тополиного до рудника «Прогноз» и с. Барылас протяженностью 350 км. Главой и правительством республики рассматривается возможность продолжения строительства дороги Яна от с. Барылас до г. Верхоянска (до автотрассы Верхоянск – Батагай), протяженностью 260 км.

С точки зрения ландшафтно-гидрологических, инженерно-геологических и социально-экономических аспектов проложение автотрассы Яна наиболее выгодно с пос. Тополиное по левому борту рч. Имнекан с выходом на водораздельные междуречия рек Хунхада — Дербеке, Сартанг — Нельгесе, Сартанг — Борулах, Сартанг — Мангы и соединение с автотрассой Верхоянск — Батагай. Такой маршрут обходит широкие болотистые долины и проходит по слабо увалистому низкогорному рельефу с редколесьем. При этом благоприятные инженерно-геологические условия обусловлены мелким почвенно-растительным слоем, под которым вскрываются выветрелые щебнистые коренные породы, наличием строительных материалов вдоль трассы. Это намного упрощает и удешевляет строительство дороги. Такое расположение автотрассы решает и вопросы обеспечения дорогой Барыласского, Сартанского, Арылахского, Дулгалахского и Суордахского наслегов Верхоянского района.

Автор: Руслан Протопопов, заслуженный геолог РС (Я),
кандидат геолого-минералогических наук.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале и WhatsApp-группе ЯСИА
6
0
Ключевые слова