Спектакль «hуума» режиссера Сергея Потапова произвел впечатление на зрителей в Казани

Он был представлен в видеозаписи
16:57, 09 июня 2021
Текст:
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

В Казани с 7 по 13 июня проходит XV Международный театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». Очное участие в фестивале принимают два театра из Якутии – Саха академический театр им. П.А. Ойунского и Театр Олонхо. Театр коренных малочисленных народов Севера принимает участие в этом фестивале заочно. 7 июня состоялся онлайн показ спектакля «hуума» режиссера Сергея Потапова по пьесе «Сиэн Екер». Спектакль произвел впечатление на зрителей в Казани, хоть и был представлен в видеозаписи, передает ЯСИА.

Отзыв литературоведа из Казани Милеуши Хабутдиновой:

«7 июня посмотрела онлайн спектакль «Хуума» Сергея Потапова. Это социальная драма в мистическом ключе. Автор сценария — киносценарист Семен Ермолаев — погружает зрителей в депрессивный сюжет, приправленный мифологическими вставками, благодаря которым он становится объемнее. Не скрою, поэтизация, романтизация тюремного мира сразу же вызвала во мне отторжение. Темнота, разрываемая дискотечными всполохами, утомляла взор. Неоправданно затянутое действо. Сильная сторона спектакля — в его хореографии. Без ритуального национального танца он смотрелся бы намного беднее.

Вначале сюжет развивается в традициях социально- психологической драмы. Побег из тюрьмы русского паренька и его самоубийство. Неустроенная жизнь и внутренний конфликт якутского паренька-детдомовца. Драма немой девушки, мечтающей о любви, уставшей от одиночества. Цементирующей эти три сюжетные линии силой является большое сердце старика-эвена, еще живущего по вековым традициям предков.

По мере развития сюжета робко выкристаллизовывается колониальная проблематика: конфликт «детей природы» с «колонизаторами», принесшими на родовые пастбища эвенов беды своей цивилизации: алкоголизм, варварское уничтожение природы, ассимиляция… Ритм национальной жизни эвенов задается ритуальным танцем, символизирующим национальное единство, а современный мир, где человек — осколок цивилизации, потерявший связь с целым, — через сцены драк по типу хоккейных сцепок… Композиция этого спектакля основана контрасте единения и распада. Социально-психологическая проблематика имеет мифологическое обрамление, которое призвано познакомить зрителей с тем здоровым началом, которое было свойственно веками эвенам-детям природы до их встречи с русской цивилизацией, погрязшей в карамазовщине. Круговой танец эвенов символизирует единение человека и природы, живых и мертвых. Большое сердце дитя природы в финале демонстрирует свой потенциал: оно способно вместить в себя мир «чужого». Старик вступает в драку с природой: не отдает труп самоубийцы водной стихии. От гибели его спасает молодой якут, которому непонятны переживания старика. Эвен, осознающий исчезновение своего этноса, не мстит русскому, не осыпает его проклятием, а чисто в купринском духе  практически произносит «Ты брат мой». Старик объясняет молодым необходимость похоронить чужого, оказавшегося в сакральном пространстве предков, по эвенским обычаям и необходимость сообщить это трагическое известие родным погибшего. Грезы старика о земле обетованной с многочисленными оленьими стадами наполняют спектакль медитативным содержанием. Потоп — грозное предупреждение природы — о недолжном состоянии мира, призыв работать над своей душой. Важное место занимает в пьесе любовный сюжет: немая девочка, требующая к себе уважения, и якутский паренек, мечтающий в любви к женщине-матери возродиться и очиститься. Конфликт с властями  разрешается самоубийством героев. Сценарист выносит приговор современному миру, где обесценились духовные ценности. Единственный источник света — душа старика эвена, не утратившего связь с природой, Будущее рода олицетворяет немая девушка, что символично в свете борьбы с национальными языками, в которых вдруг разглядели некоторые горячие умы угрозу национальному единству народов РФ.

Куда выводит эта социально-психологическая драма в мистическом ключе? Смею предположить, к открытию потенциала общечеловеческого гармонического существования в мире, символом которого является танец «Сээдьэ». Если мы научимся считаться с «дыханием» друг друга, мы научимся жить сердцем, видеть в каждом — дитя природы, достойное любви и уважения, вернем утраченные ритмы жизни в гармонии с матерью-природой, получим благословение предков, которые оставили нам в наследство родовые земли. Климент Черёмкин разрабатывает образ Старика в медитативном ключе. Алгыс Николаев талантливо через пластику воссоздает трансформацию, переживаемую его героем-русским пареньком-в чужом пространстве. Очень динамичной и психологически насыщенной, зрительно-выпуклой получилась сцена спасения трупа во время потопа. Вилена Слепцова и Айаал Мочкин очень убедительны в выражении своих чувств. Восхищает мимическое и пластическое богатство, разнообразие образов, создаваемых актрисой, в мизансценах.

Массовые сцены — сильная сторона спектакля. В круговом ритуальном танце эвенов заложена идея целостности и космического ритма. Это знак связи индивида с Творцом, космического с мирским. Повторяющийся мотив продвижения по ходу солнца задает ритм бесконечности. Вращение, как принцип, есть знак стремления гармонизации хаоса. Многократность танца в спектакле, как нам кажется, есть указание на повторяемость социальных проблем. Мы становимся свидетелями того, как индивидуум (старик, а вслед за ним и молодое поколение) устанавливает связь с предками. В пластике танца нашли выражение тотемические представления эвенов (имитация повадок животных, птиц), солярная символика. В спектакле  танец выполняет функционал оберега человечества от Зла, в которое погружается мир, это средство коммуникации, напоминающее о том, что человек — часть Природы, призывающее к единению, транслирующее этнические ценности культуры. Повторяющиеся ритмы, круговые формообразования всегда были связаны со стремлением упорядочить хаос в мироздании.

Покидая Малый зал ТГАТ им. Г. Камала, я в очередной раз испытывала сожаление о том, что наши деятели национальной культуры напрасно игнорируют и смотрят с пренебрежение на потенциал татарского национального танца, испытывают стойкий интерес и благоговение к экзотике «чужих» танцев. Причина — в отсутствии знаний о татарском танце, т.к. сегодня на сцене преимущественно стилизация национального танца, а не татарский танец. Этническая драма «hуума» Государственного театра коренных малочисленных народов Севера даровала нам счастливую возможность соприкоснуться с древней самобытной культурой эвенов. Сергей Потапов предпочёл не ограничивать свой спектакль драматическим потенциалом актёров, а максимально использовал возможности языка пластики тел — сильной стороны творческого коллектива «Гулун», что позволило создать на сцене объёмные образы».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
1
Ключевые слова
20 апреля 20.04
  • -1°
  • $ 93,44
  • 99,58

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: