За последние пять лет по всему земному шару повысился интерес к различным онлайн-платформам, которые за ежемесячную подписку предлагают своим пользователям доступ ко множеству сериалов и фильмов. В Якутии тоже имеется собственный онлайн-кинотеатр, который со временем может стать региональным аналогом небезызвестного потокового гиганта Netflix. Знакомьтесь, SAKHAMOVIE.RU и его создатель Нюргун Иванов, благодаря энтузиазму которого вот уже пять лет жители республики имеют возможность легально просматривать любимые якутские фильмы.
«Подходящее время» для первых шагов
Нюргун Иванов родился в Якутске, но школу окончил в селе Верхневилюйск. Затем началась студенческая жизнь в Якутском государственном университете (ныне СВФУ им. М. К. Аммосова), где он со своими единомышленниками создал студенческий клуб «Тугэн» («Подходящее время»), который благодаря поддержке первого президента Якутии Михаила Николаева с 1995 года начал выпускать телепередачи на различную тематику, а в 1999 году они даже смогли выпустить анимационный мультфильм «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» («Старушка Бэйбэрикэн с пятью коровами»).
Работу в кино Нюргун начал в 2005 году со съемок фильма «Берега надежды» с известным якутским репером Jeedda – Иннокентием Васильевым. Фильм, по некоторым обстоятельствам, смог выйти в прокат лишь в 2007 году.
В эти времена во все дома Якутии начали проникать DVD-приемники, и наш герой совместно с якутским актером Аркадием Новиковым организовали собственное предприятие по выпуску якутских фильмов в формате DVD. «Мы приобрели аппаратуру и начали брать заказы на производство DVD-дисков. Тираж одного фильма мог доходить до отметки 5000 экземпляров. Но со временем их количество начало уменьшаться и дошло до 1000, которые до сих пор лежат и пылятся. Мы продержались до 2015 года, и к тому моменту формат себя уже изжил. Это было понятно еще в 2012 году с развитием технологий», — отметил Нюргун.
Рождение «SAKHAMOVIE»
В 2014 году Нюргун задавал себе вопрос: где люди смогли бы смотреть любимые фильмы на якутском языке, не приобретая DVD-диски, эра которых уже подходит к концу? Большую надежду он и его соратник Анатолий Симонов возлагали на онлайн-площадку. У последнего была первоначальная разработка движка, на котором работает сайт. Они вложили некоторые средства и до сих пор продолжают поддерживать проект из своего кармана.
И вот наступил сентябрь 2014 года – на просторах якутского интернета был запущен сайт Sakhamovie.ru. Каталог был скудный, за фильм пользователи должны были заплатить 30 рублей, что никак не перекрывало расходы на поддержание сайта и не приносило никакой прибыли.
«Фильмы весили по 2-3 Гб. В то время мы пользовались услугами ТТК и РТК, без аренды серверов и облачных хранилищ, что выходило нам в копеечку, и мощностей в 100 Мбит/с просто не хватало. Тогда мы решили воспользоваться услугами одной питерской компании. Арендовали у них сервера, и сейчас работа сайта идет бесперебойно», — говорит Нюргун.
Как это работает?
Сейчас на сайте 107 наименований фильмов, сериалов и короткометражек. Перед тем, как наполнить сайт контентом, заключается договор с правообладателем, которые регистрируются на сайте, и к их профилю прикрепляется специальный счетчик, позволяющий отслеживать количество просмотров и общую сумму, собранную их фильмом.
Валовая сумма всех фильмов на Sakhamovie складывается от проката на три дня (100 рб) и полноценной покупки (200 рб). Половина средств два раза в год перечисляется правообладателю, а оставшаяся часть распределяется на обслуживание кассы, сервера, интернет-трафика и другие расходы. Как отмечает Нюргун, часто происходит так, что они уходят в минус: «Например, человек взял напрокат фильм за 100 рб, но не досмотрел его. Он включает его заново, потом смотрит его с друзьями или родными и, таким образом, может накрутить трафика на дополнительные 50 рб, за которые расплачиваемся мы. Хорошо, что правообладатели стараются нас поддерживать и не торопят с оплатой. Стараемся перед Новым годом всегда выплачивать их проценты».
Счетчик по количеству посетителей сайт не имеет, но считаются просмотры, которых к этому времени стало более одного миллиона.
Быть или не быть «якутскому Netflix»?
У Нюргуна с Анатолием есть мечта – производить для Sakhamovie собственный оригинальный контент, благодаря которому сайт получил бы собственное развитие и начал бы приносить не только прибыль, но и поспособствовал развитию якутского кинопроизводства в целом. Но, так как сейчас идет обновление движка сайта, проработка новой концепции (вводить систему подписки или нет?), решение проблем с обновлением каталога и финансовые вопросы, с созданием якутского аналога небезызвестной компании Netflix они пока не спешат.
«Все это все равно упирается в увеличение количества контента: если его больше, то мы вводим систему подписки, и это были бы существенные доходы, с помощью которых мы бы смогли продюссировать якутские фильмы. В планах у нас все это было – часть доходов Sakhamovie тратить на оригинальный контент для удержания аудитории и ее увеличения. Ведь у нас в республике много талантливых ребят, которые за не пять и не три миллиона рублей смогут снять отличный фильм», — подчеркнул Нюргун.
Он добавляет, что осложнения с обновлением каталога происходят из-за того, что о якутском кинематографе говорят не только в России, но и в других странах по всему земному шару. «Мой убийца», «Царь-птица» и «Надо мною солнце не садится» становятся триумфаторами различных кинофестивалей и захватывают сердца кинозрителей, казалось бы, разных взглядов. Продолжительность их жизни в кинотеатрах увеличивается, что делает невозможным его залив на сайт Sakhamovie. Но вопрос будет решен.
И многое в развитии онлайн-платформ в Якутии зависит от самих пользователей, которые привыкли к просмотру фильмов и сериалов на пиратских сайтах. Нюргун считает, что любой труд должен быть оценен по достоинству. Ведь производство фильма для многих продюсеров и режиссеров может обойтись дорого и болезненно. «Трудно наше кино назвать бизнесом, так как его снимают больные на голову люди. Я выпустил свой первый фильм в 2007 году и сказал себе, что больше не буду этим заниматься. Прошло некоторое время, и я наступил на те же самые грабли. Расходы, расходы, и если они перекрыли себя, не принеся дохода, то радуешься», — с улыбкой делится своими мыслями Иванов.
Почему «больные»? Потому что снимают для себя и зрителя, не считая расходы и уж тем более не рассчитывая на прибыль.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: