Долгое время улицы Якутска оставались без какого-либо благоустройства, первые торцовые мостовые появились в городе в конце 30-х годов прошлого века.
ЯСИА представляет рубрику, приуроченную к предстоящему вековому юбилею региона. Уникальные фотографии, предоставленные Якутским государственным объединённым музеем истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, раскрывают разные стороны истории республики. Сегодня на фото: Укладка мостовой на ул. Ярославского.
Благоустройство улиц было и остается одной из актуальных проблем Якутска. Пыль, а после дождя – непроходимая грязь, застойная вода в канавах, сломанные тротуары – состояние улиц оставалось плачевным на протяжении многих лет. В 1922 году Якутия получила статус автономной республики, а Якутск – ее столицы, и, конечно, этому статусу нужно было соответствовать.
В числе прочих вопросов, касавшихся благоустройства города, был поднят вопрос о замощении улиц. Но ввиду того, что это было достаточно дорогостоящее мероприятие, а средств в городском бюджете не хватало, дело продвигалось крайне медленно. Также дело откладывалось из-за споров о вечной мерзлоте, наличие которой ставило под вопрос успех предприятия.
.
Из отчета горсовета, «Социалистическая Якутия», 1934 год.
В 1936 годы была предпринята «робкая попытка» замостить ул. Октябрьскую. Тогда у здания Обкома ВКП(б) было замощено около 180 погонных метров, однако в следующем году из-за отсутствия ливневых стоков шашки всплыли. Горсовет не стал разбираться в причинах и отказался от дальнейших работ. В 1938 году работу возобновили, но она шал очень медленно, всего было уложено около 280 погонных метров торца.
К 1938 году был разработан и утвержден Горсоветом и Госпланом ЯАССР эскиз планировки Якутска. План был рассчитан на 11-15 лет и предусматривал, в том числе, постепенное замощение улиц, чтобы сделать из удобными для проезда и проходимыми, а также обустройство водопровода и ливневой канализации. Остановились на чурочной мостовой, поскольку чурки можно было заменить в случае вспучивания из-за таяния грунтов. К работам по замощению улиц приступили только в 1939 году. Конечно, первой была покрыта торцовой мостовой центральная часть улицы Октябрьской (совр. проспект Ленина). Также замостили часть улицы Дзержинского. Для города, это, безусловно, стало большим событием, которое, помимо всего, преподносилось и как событие политической важности.
.
«Социалистическая Якутия», 1939
Отдельно прошлись по тем, кто высказывал сомнения в успехе предприятия, указывая на нестабильность мерзлых грунтов.
…
«Привыкли» – в сущности это самая гнусная ложь на трудящихся Якутска, клевета на 40 тысяч советских граждан. Не в природе советского гражданина привыкать к безобразиям. Лед тронулся. Якутск начинает догонять наши сотни благоустроенных советских городов. Заложен первый камень. Заложен прочно и основательно. Замощены первые две центральные улицы Якутска. В Якутске появилась торцовая мостовая. Строил эту мостовую весь Якутск.
.
«Социалистическая Якутия», 1939
Работа по укладке торцовой мостовой потребовала, без преувеличения, огромных человеческих ресурсов. Сначала предстояло подготовить дорожное полотно – вынуть тысячи кубометров грунта, отсыпать песком и только затем – замостить его деревянной шашкой. На момент начала работ в городе не было самостоятельной организации, занимающейся строительством городских дорог, работу выполняли представители строительных подрядных организаций, а также коллективы республиканских и городских учреждений. Первые мостовые укладывались практически вручную, о какой либо механизации в то время говорить не приходилось.
.
«Социалистическая Якутия», 1939
В последующие годы работа по обустройству торцовых мостовых продолжилась. В 1940 году на это было выделено уже больше 1 млн рублей. Эти средства направили на постройку тротуаров и газонов по улице Дзержинского, ремонт улицы Октябрьской, на мощение улиц Красной молодежи и Кирова – от Советской (совр. ул. Ярославского) до Талого озера.
.
«Социалистическая Якутия», 1940
В первые годы войны эти работы приостановились, но уже в 1944 были возобновлены. В 1944 году начались работы на улице Орджоникидзе, в 1945 году там был уложен торец, в 1945 же началась укладка заложной части Октябрьской улицы, в 1947 замощены улицы Курашова, Ворошилова (совр. ул. Октябрьская), продолжилась укладка на улице Дзержинского. В 1949 – начались работы на улицах Ярославского и Петровского. С наступлением весны коллективы предприятий выходили на еженедельные субботники, для каждого коллектива устанавливалась норма выработки. Вот что писали газеты в июле 1944:
— сообщали газеты в мае 1945.
При этом параллельно с укладкой мостовых на новых участках, приходилось ремонтировать уложенные ранее – давала о себе знать та самая вечная мерзлота, которую так хлестко клеймили еще несколько лет назад.
Так, уже в 1940 году, спустя год после укладки пришлось перебирать уложенную мостовую на Октябрьской улице на участке между Кирова и Красной молодежи (совр. ул. Аммосова). Причиной называлось несоответствие генеральному плану города, а также то, что мостовая находилась на низком уровне и не имела водостока, из-за чего участок заливался водой. Наряду с новой мостовой планировалось обустроить водоотводные сооружения со сбросом воды в Талое озеро. Спустя еще пять лет – в 1945 году – улице потребовался капитальный ремонт с переборкой торца. Но даже с учетом этого к 1950 году в Якутске было замощено более 13 километров улиц.
Эта работа не прекращалась до начала 60-х. В конце 50-х в Якутске начали укладывать первый асфальт, и постепенно он полностью вытеснил торцовые мостовые. Вечная мерзлота, а, вернее грунтовые воды, и тут дали о себе знать – вскоре после асфальтирования первых улиц начали поступать жалобы от жильцов близлежащих домов: при обустройстве дорог приходилось поднимать дорожное полотно, из-за чего грунтовые воды затапливали дома. Но это уже совсем другая история.
Участниками конкурса стали более 33 тыс. ребят из всех регионов России
Такого же мнения венгерский премьер-министр
Председатель Госсобрания (Ил Тумэн) провёл пресс-конференцию
Самое большое желание детей — смартфон