Рубрика "Кадр": Эпоха торцовых мостовых в Якутске

Долгое время улицы Якутска оставались без какого-либо благоустройства, первые торцовые мостовые появились в городе в конце 30-х годов прошлого века.
09:00, 02 июля 2021
Читайте нас на
Дзен
afisha.png

ЯСИА представляет рубрику, приуроченную к предстоящему вековому юбилею региона. Уникальные фотографии, предоставленные Якутским государственным объединённым музеем истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского, раскрывают разные стороны истории республики.  Сегодня на фото: Укладка мостовой на ул. Ярославского.

Предыдущее фото
Ысыах Победы в Усть-Алданском районе

Благоустройство улиц было и остается одной из актуальных проблем Якутска. Пыль, а после дождя – непроходимая грязь, застойная вода в канавах, сломанные тротуары – состояние улиц оставалось плачевным на протяжении многих лет. В 1922 году Якутия получила статус автономной республики, а Якутск – ее столицы, и, конечно, этому статусу нужно было соответствовать.

В числе прочих вопросов, касавшихся благоустройства города, был поднят вопрос о замощении улиц. Но ввиду того, что это было достаточно дорогостоящее мероприятие, а средств в городском бюджете не хватало, дело продвигалось крайне медленно. Также дело откладывалось из-за споров о вечной мерзлоте, наличие которой ставило под вопрос успех предприятия.

В течение ряда лет непосредственно на благоустройство города (мощение улиц, проведение водосточных канав, озеленение) не отпущено по бюджету средств, если не считать 70 тысяч отпущенных в 1934 году. За счет привлечения средств населения и учреждений построено и отремонтировано тротуаров переездов и мостов: в 1932 и 1933 гг. – 3661 пог. метров на сумму 63 тыс рублей, а в 1934 году – 1148 пог. метров на сумму 12 тыс рублей. На отпущенные 70 тыс рублей приступили к благоустройству Октябрьской улицы и проделана в настоящее время следующая работа: сделано канав на 2950 погонных метров, отработано по профсоюзной линии в порядке трудучастия 2912 трудодней в суммовом выражении на 16016 рублей. Из отпущенных на это дело средств освоены 48 тыс. рублей.

.

Из отчета горсовета, «Социалистическая Якутия», 1934 год.

В 1936 годы была предпринята «робкая попытка» замостить ул. Октябрьскую. Тогда у здания Обкома ВКП(б) было замощено около 180 погонных метров, однако  в следующем году из-за отсутствия ливневых стоков шашки всплыли. Горсовет не стал разбираться в причинах и отказался от дальнейших работ. В 1938 году работу возобновили, но она шал очень медленно, всего было уложено около 280 погонных метров торца.

К 1938 году был разработан и утвержден Горсоветом и Госпланом ЯАССР эскиз планировки Якутска. План был рассчитан на 11-15 лет и предусматривал, в том числе, постепенное замощение улиц, чтобы сделать из удобными для проезда и проходимыми, а также обустройство водопровода и ливневой канализации. Остановились на чурочной мостовой, поскольку чурки можно было заменить в случае вспучивания из-за таяния грунтов.  К работам по замощению улиц приступили только в 1939 году. Конечно, первой была покрыта торцовой мостовой центральная часть улицы Октябрьской (совр. проспект Ленина). Также замостили часть улицы Дзержинского. Для города, это, безусловно, стало большим событием, которое, помимо всего, преподносилось и как событие политической важности.

Закончено замощение Октябрьской и Дзержинской улиц. Строители сделали огромное политическое дело, показали возможность применения стахановских методов на любом участке труда. В течение ряда лет существовала оппортунистическая теория о невозможности замощения улиц в условиях вечной мерзлоты. В результате ни одно намеченное мероприятие по благоустройству города Якутска не проводилось в жизнь. Все, как говорится, сводилось к пустым разговорам и болтовне. Небольшой коллектив строителей, при активном участии населения, показал в этом году всю несостоятельность разговоров о невозможности вести работу по благоустройству. За 5 месяцев они замостили 2,5 километра пути. Проделана исключительно большая работа. Достаточно сказать, что понадобилось нарезать и уложить 915 тысяч штук шашек и завести около 10 тысяч кубометров леса. Помимо этого, уложено 5 километров лотка и выстроено 950 погонных метров нового тротуара.

.

«Социалистическая Якутия», 1939

Отдельно прошлись по тем, кто высказывал сомнения в успехе предприятия, указывая на нестабильность мерзлых грунтов.

Это враги сочиняли, что Якутск нельзя озеленить. Это враги пустили тупую «теорию», что якутские улицы нельзя мостить – мешает, дескать, вечная мерзлота. Это враги говорили, что устроить хотя бы примитивный водопровод в городе – утопия. Снова на свет божий вытаскивалась вечная мерзлота. Это враги говорили: ничего, сойдет и грязь, и пыль, и волчьи ловушки – ямы вместо тротуаров, – все сойдет ведь это Якутск, особые условия надо принять во внимание, а к тому же якутяне вроде уже привыкли ко всему… Находились и такие, что верили врагам, попадались на их удочку. Именно эти одураченные, у которых горячее большевистское сердце постепенно стало уступать место ледяной сосульке, при всяком новом начинании говорили: стоит-ли, ведь жили и без этого, привыкли. 

«Привыкли» – в сущности это самая гнусная ложь на трудящихся Якутска, клевета на 40 тысяч советских граждан. Не в природе советского гражданина привыкать к безобразиям. Лед тронулся. Якутск начинает догонять наши сотни благоустроенных советских городов. Заложен первый камень. Заложен прочно и основательно. Замощены первые две центральные улицы Якутска. В Якутске появилась торцовая мостовая. Строил эту мостовую весь Якутск.

.

«Социалистическая Якутия», 1939

"Социалистическая Якутия", 1939

Работа по укладке торцовой мостовой потребовала, без преувеличения, огромных человеческих ресурсов. Сначала предстояло подготовить дорожное полотно – вынуть тысячи кубометров грунта, отсыпать песком и только затем – замостить его деревянной шашкой. На момент начала работ в городе не было самостоятельной организации, занимающейся строительством городских дорог,  работу выполняли представители строительных подрядных организаций, а также коллективы республиканских и городских учреждений. Первые мостовые укладывались практически вручную, о какой либо механизации в то время говорить не приходилось.

Отрадным является то, что в мощении улиц приняли большое участие трудящиеся города. Вместе с коллективом строителей, на дороге работали рабочие городских предприятий, учителя, врачи, студенты, инженеры, воинские части, научные работники, писатели и журналисты. Они приходили после работы на дорогу и начинали помогать благоустраивать улицы. В субботниках, которые были проведены, приняло участие 2800 человек. Прекрасно работал коллектив НКВД, Холбоса, Якутолово, Управления Милиции, Якутторга, Воинской части НКВД и коллектив дорожного управления. Трудовым участием населения выполнено 2665 кубометров земляных работ и перевезено 2898 кубометров песка и грунта. Все это говорит об огромном желании населения иметь хорошо благоустроенный город. То, что сделано в этом году, является лишь началом той колоссальной работы, которая должна быть проведена в течении будущих лет.

.

«Социалистическая Якутия», 1939

кадр

Социалистическая Якутия, 1939

 В последующие годы работа по обустройству торцовых мостовых продолжилась. В 1940 году на это было выделено уже больше 1 млн рублей. Эти средства направили на постройку тротуаров и газонов по улице Дзержинского, ремонт улицы Октябрьской, на мощение улиц Красной молодежи и Кирова – от Советской (совр. ул. Ярославского) до Талого озера.

Объем предстоящих работ можно выразить следующими цифрами: для выполнения строительной программы потребуется 16 тысяч человекодней. Нужно будет построить новую мостовую протяженностью 1138 кв м, на 12 тысячах метров провести планировку грунта, подвезти и уложить в основание дороги 2676 кубических метров песка, построить новый тротуар протяженностью 3 километра, замостить торцевой шашкой 14 600 квадратных метров и т.д. Достаточно сказать, что только для мощения улиц нужно заготовить 410 тысяч штук шашек, а также произвести ряд других более мелких подсобных, но чрезвычайно трудоемких работ.

.

«Социалистическая Якутия», 1940

В первые годы войны эти работы приостановились, но уже в 1944 были возобновлены. В 1944 году начались работы на улице Орджоникидзе, в 1945 году там был уложен торец, в 1945 же началась укладка заложной части Октябрьской улицы, в 1947 замощены улицы Курашова, Ворошилова (совр. ул. Октябрьская), продолжилась укладка на улице Дзержинского. В 1949 – начались работы на улицах Ярославского и Петровского. С наступлением весны коллективы предприятий выходили на еженедельные субботники, для каждого коллектива устанавливалась норма выработки. Вот что писали газеты в июле 1944:

Свыше двух месяцев жители Якутска ведут работы по благоустройству своего города. Тысячи людей выходили на воскресники и вечерами в рабочие дни, чтобы сделать свой город благоустроенным, опрятным. … С каждым днем работы по замощении улиц будут усложняться. Предстоит переработать 13.660 кубометров грунта. На это предстоит затратить 23.600 рабочих часов. Ясно, что все это потребует исключительного напряжения сил, четкой организации этого большого дела. В целях скорейшего и правильного проведения работ по благоустройству, четкой их организации, горисполком разработал и начал вручать каждой организации, предприятию особый план-наряд. Наряд — это оперативное задание, обязательное к выполнению как по срокам, так и по техническим условиям. Отклонения ни в коем случае не допускаются. Все подлежащие замощению улицы разбиты на участки—пикеты. В наряде, который вручается коллективу, указаны его пикеты, объем, сроки начала и окончания работ. Например, в наряде, который выдан ЯЦЭС, указано, что этому коллективу предстоит провести устройство кюветов, корыто насыпи, подготовить песчаное основание для полотна и другие работы.
Горячая пора благоустройства столицы уже началась. Из 120 организаций Якутска в эту работу включилось более 30. Начато мощение заложной части Октябрьской улицы, приступили к капитальному ремонту центральной части этой улицы с переборкой торца. На северном конце улицы Дзержинского достраивается новый мост и по всей улице делаются кюветы. Также началось мощение улицы Орджоникидзе (очистка от лишней земли, мусора, углубление водосточных канав и т. д.). Одновременно начаты работы по ремонту и настилу тротуаров по улице Кирова,

— сообщали газеты в мае 1945.

При этом параллельно с укладкой мостовых на новых участках, приходилось ремонтировать уложенные ранее – давала о себе знать та самая вечная мерзлота, которую так хлестко клеймили еще несколько лет назад.

Так, уже в 1940 году, спустя год после укладки пришлось перебирать уложенную мостовую на Октябрьской улице на участке между Кирова и Красной молодежи (совр. ул. Аммосова). Причиной называлось несоответствие генеральному плану города, а также то, что мостовая находилась на низком уровне и не имела водостока, из-за чего участок заливался водой. Наряду с новой мостовой планировалось обустроить водоотводные сооружения со сбросом воды в Талое озеро. Спустя еще пять лет – в 1945 году – улице потребовался капитальный ремонт с переборкой торца. Но даже с учетом этого к 1950 году в Якутске было замощено более 13 километров улиц.

Укладка торцовой мостовой на улице Дзержинского, 1958. Ховард Сочурек, LIFE

Укладка торцовой мостовой на улице Дзержинского, 1958. Фото: Ховард Сочурек, LIFE

Эта работа не прекращалась до начала 60-х. В конце 50-х в Якутске начали укладывать первый асфальт, и постепенно он полностью вытеснил торцовые мостовые. Вечная мерзлота, а, вернее грунтовые воды, и тут дали о себе знать – вскоре после асфальтирования первых улиц начали поступать жалобы от жильцов близлежащих домов: при обустройстве дорог приходилось поднимать дорожное полотно, из-за чего грунтовые воды затапливали дома. Но это уже совсем другая история.

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
29 марта 29.03
  • -14°
  • $ 92,26
  • 99,71

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: