Роль Киноклуба в становлении якутского кино: от рефлексии к действиям

Причинами успеха якутского кино не раз называли самобытность и поддержку властей республики
16:46, 01 апреля
Читайте нас на
Яндекс Новости
afisha.png

Мы не раз слышали о том, что якутское кино ㅡ культурный феномен. Локальная «диковинка», вышедшая на большие экраны и покорившая международные фестивали. Причинами успеха якутского кино не раз называли самобытность и поддержку властей республики. Однако в этом перечне не хватает Киноклуба, сообщества неравнодушных к кинематографу людей. О их роли в формировании профессиональной киноиндустрии в Якутии читайте в материале ЯСИА.

В этом году «Сахафильму», главному локомотиву якутского кино, исполняется 30 лет. Национальная компания была учреждена указом президента республики в 1992 году. Знаменательная дата совпала с 100-летием ЯАССР. Юбилей кинокомпании приурочен к празднованию исторического события. Также 10 лет исполняется Киноклубу, независимому сообществу кинематографистов Якутии.

Киноклуб сформировался в 2012 году усилиями Сарданы Саввиной, ныне директора «Сахафильма», и Любови Борисовой, кинорежиссера и сценариста, создателя известного фильма «Надо мною солнце не садится». Резиденты сообщества приходили в Киноклуб смотреть якутские фильмы и обсуждать их с приглашенными режиссерами и актерами. Клуб по интересам ㅡ так можно было назвать сообщество в самом его начале.

В первые годы Киноклуб проводил показы каждую неделю по четвергам. Со временем периодичность встреч снизилась, и с 2017 года сборы сообщества приостановились. В этом году Киноклуб открывает «второй сезон».

«Все началось с интереса к кинематографу. С удивлением для себя я вскоре обнаружила, что вот уже снимаю фильмы, вот уже стала продюсером. В первые встречи Киноклуба помню, как мы стеснялись друг друга. Нам было в какой-то мере неловко разговаривать с именитыми режиссерами <…> 10 лет пролетели незаметно. За это время проделано много работы в продвижении якутских фильмов и формировании сообщества. Мы решили продолжить [работу Киноклуба], чтобы поддержать интерес к кинематографу», ㅡ говорит Сардана Саввина.

На встрече, знаменующей новое начало Киноклуба, показали картины «Оҕонньор» («Старик») Никиты Аржакова и «Төлөрүйүү» («Перелом») Геннадия Багынанова. Для разговора с участниками сообщества пришли актер Петр Баснаев, сценаристы Семен Ермолаев и Айсен Дойду. Также среди постоянных гостей киновечеров ㅡ ветераны якутского кинематографа.

«Работа Киноклуба очень нужная вещь. Это преемственность поколений. Деятельность ветеранов продолжается в работе нового поколения. Мы восхищаемся молодыми и каждый раз приветствуем новые начинания», ㅡ говорит Полина Лепчикова, председатель Совета ветеранов кинематографии РС (Я).

Нужно отметить, что обсуждения в Киноклубе — без назидательности, здесь не читают лекции о том, как нужно снимать фильмы, здесь рассказывают о жизни.

«90-е годы — это переходное время, время смены веков. Жизнь внезапно и стремительно изменилась. В этот момент Багынанов, который учился с нами на актерском в Щепкина, решил снять фильм. Съемки проходили рядом с селом Немюгю, декорации делали днями и ночами собственными силами», ㅡ вспоминает Петр Баснаев съемки фильма «Төлөрүйүү».

Обсуждения похожи на дружескую беседу за стаканом чая с молоком. Зрители делятся впечатлениями от фильма, уточняют детали, высказывают свое видение картины. Абсолютный, чистый интерес ㅡ вот, что движет якутским киносообществом.

«Меня в Киноклуб привела подруга Аина Яковлева. На просмотры фильмов мы ходили с ней и еще с Сарданой Посельской, тоже преданной поклонницей Киноклуба и ценителем кино. Я про себя не могу сказать, что на тот момент увлекалась якутскими фильмами, но благодаря людям, которых я встретила здесь, у меня появился интерес, который до сих пор только крепчает», ㅡ рассказывает Лена Васильева, одна из постоянных резиденток Киноклуба.

Ее, человека далекого от кинематографа, привлекли в сообществе естественность и искренность людей. «Не было пафоса или каких-то очень сложных речей для новичков. Сардана с Любой тогда все очень интуитивно делали. Их влекло к кино, и эта увлеченность передавалась другим, ㅡ говорит Лена. ㅡ Атмосфера была совершенно особенной. Какая-то андеграундная, даже чуток рок-н-рольная. Киноклуб никто специально не создавал с точки зрения институциональной активности. Его никто не учреждал с положением на основе конкурса, это возникло стихийно».

«Сардана с Любой от исследования и рефлексии перешли к активным действиями, и мы сейчас имеем результат ㅡ маленькие разговоры превратились в большие, глобальные. Те фильмы, которые мы смотрели тогда, те обсуждения, они были совершенно другими. Это был интерес к чему-то неизвестному. Сейчас это будет уже разговор о сложившемся явлении», ㅡ подытоживает Лена Васильева.

Фото: архив Киноклуба

______________________________________________________________

Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале ЯСИА

1
0
Ключевые слова