15 июня в Театре имени Суоруна Омоллоона состоится премьера оперы «Директор театра» по Моцарту
Под занавес сезона, 15 июня, в Театре имени Суоруна Омоллоона – премьера оперы «Директор театра» по Моцарту. Режиссер – выпускница РАТИ (ГИТИСа) Светлана Шадрина. Зритель уже знает ее по «Трубадуру», премьера которого состоялась этой весной и над которым она работала в качестве помощника режиссера Сергея Потапова. И вот первая самостоятельная работа.
— Это мой дипломный спектакль. Так как он безбюджетный, пришлось «придумывать» все из подбора, то есть костюмы, декорации – из прошлых спектаклей, — говорит Светлана Шадрина.
Но в общем-то здесь это вполне допустимо и уместно, ведь по сюжету наша опера – театр в театре. История про закулисье: директор (Егор Колодезников) с продюсером (Григорий Петров) набирают труппу для поездки в Зальцбург и решают, кого брать, кого не брать.
В битву за их благосклонность вступают примадонна мадам Герц (Альбина Борисова) и ее соперница мадемуазель Зильберкланк (Екатерина Захарова), а кроме них, там еще 11 солисток.
— Вот уж действительно битва! Директору с продюсером – которые на сцене – остается только посочувствовать, а вот зрителям впору позавидовать – это же будет (тьфу, тьфу, тьфу, чтоб не сглазить) настоящий пир.
— Да, солисток у нас много, все хотят петь, поэтому мы дополнительно вставили музыкальные номера из опер «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все». Хотя сюжет не меняли, разве что углубили.
— Как работается с таким большим и, не побоюсь этого слова, звездным составом?
— Они меня знают по работе над «Трубадуром».
«Трубадур» – моя первая большая работа. Я жила этой оперой, этими героями. Казалось, они ходят где-то рядом. Они мне даже снились.
В ГИТИСе-то я работала со студентами, а тут – большие артисты, хор, оркестр.
Но, по большому счету, в «Трубадуре» сам Верди выступает как режиссер. В партитуре все расписано от и до. Музыка – это время, и в «Трубадуре» мы жили по времени, которое установил Верди, а «Директор» Моцарта – это свобода. Свобода и режиссерская, и актерская. Артисты очень много предлагают. Интересно искать образы и характеры, что-то придумывать.
Хочу поблагодарить руководство театра за возможность работать на этой сцене, с этим оркестром, хором, артистами.
Мне очень повезло, что в моем городе есть театр. А вот некоторые мои однокурсники – из городов, где оперных театров нет. В таком же положении оказались и москвичи – студенту там нереально пробиться на сцену для постановки. Аня Салова с нашего курса даже взяла кредит и поставила свой спектакль в соборе.
— Искусство требует жертв…
— Светлана, а что вас подтолкнуло стать именно режиссером оперы?
— Начинала я как артистка балета, и мы, конечно, время от времени участвовали в оперных спектаклях. Мне это всегда было интересно. Я люблю музыку, и по моим ощущениям в опере больше правды, больше театра, больше жизни.
При этом поступать я собиралась на режиссера драматического театра, но в ГИТИСе мне сказали: «Ты из музыкального театра, поэтому не предавай свой музыкальный мир».
— Действительно! А балетные вставки в «Директоре» будут?
— Балет ушел в отпуск, и это мне в плюс. Мастер нашего курса — художественный руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман — ждет от меня балета, а я его не привезу. Он, кстати, поругивал даже: «Ты всегда балет в спектакль тащишь». И я от него отказалась.
— Совсем?
— Нет, конечно. Там, где это надо, где это оправданно по музыке, я буду его вставлять. Балетные вставки украшают оперу.
— А поставить балет не хочется?
— Режиссер балета – это призвание. Первооткрывателем здесь стал Кирилл Серебренников. Есть хореографы, а он – первый балетный режиссер, который ставит не балетные движения, а балетный спектакль.
Его «Нуреев» — это абсолютно новый формат. Синтез балета, оперы, драмы, и все это дает такую атмосферу, состояние, характер… После спектакля заболела рудиманией, образ Рудольфа Нуреева стоял перед глазами, хотя я смотрела его с четвертого яруса Большого театра – по студенческим билетам за 100 рублей можно попасть только туда.
— «Мне сверху видно все…»
— На самом деле, видно меньше половины — процентов 30. И все равно я была поражена.
С другим его балетом — «Герой нашего времени» — мне повезло больше, его показывали на новой сцене, она все-таки поближе.
Тоже очень интересная постановка. Музыканты на сцене, кавказский вокал, кавказские танцы… Все очень стилизованно, никаких мундиров и сюртуков.
— Не любите сюртуки и мундиры?
— Я не сторонник классического театра. Но все, разумеется, зависит от материала.
— У нас был такой предмет, как драматургический анализ партитуры, где на разбор одного произведения отводилось около года – оперу разбирали по тактам. Разбирали и предлагали свои версии, свое видение.
— Вот где, наверное, разгул фантазии – чего студенту стесняться!
— Наш педагог Наталья Евгеньевна Акулова никаких бредовых идей не допускала, говорила, что отталкиваться надо от партитуры. Сумел доказать оправданность своих задумок – молодец, не сумел – думай дальше.
Сейчас в моей копилке 10 опер, которые я хочу поставить: «Кармен», «Евгений Онегин», «Травиата»…
— В этом сезоне была новая постановка «Травиаты». Видели ее?
— Видела. Поставила бы по-другому. Но сейчас я думаю только о «Директоре».
Мне бы хотелось, чтобы на него пришло побольше молодежи – тех людей, кто еще ни разу не был на опере. Надеюсь, что мой спектакль окажется тем ключиком, который кому-то поможет открыть дверь в новый для него мир.
А то многие приходят, засыпают, потом уходят и больше никогда в оперный не возвращаются. Я же вижу свою задачу в том, чтобы максимально помочь зрителю уловить это настроение, эту магию. Потому что опера – это действительно магия.
Это прекрасное время для общения, день может предоставить возможность обратить симпатии окружающих себе на пользу
Спортсмен также обновил прошлогодний рекорд России, который был установлен им же
29 апреля у православных начинается Страстная неделя
Начало в 19.00
Хозяин тайги искал что-нибудь съестное на подкормочной площадке
Елена Ильина работает в Республиканском доме-интернате для престарелых и инвалидов 25 лет